Navigation bar
  Print document Start Previous page
 22 of 338 
Next page End  

отображения, превратился просто в пусковой стимул. В конечном звене этих актов свободные
от этого же структурирующего посредника предметные действия превратились в реакции. 
Такое доведенное "до упора" обособление функции от структуры дает схему "стимул-реакция",
составляющую основное существо бихевиоризма, в котором предметом психологии
становится якобы освобожденное от психики поведение. Но отказ от факторов внутреннего
структурирования поведенческого акта не мог освободить бихевиоризм от необходимости
объяснить конечный факт соответствия структуры системных реакций их объектустимулу. В
противном случае мистический характер приобрела бы другая, главная характеристика
поведения – его адаптированность к среде. Единственной реальной детерминантой такого
соответствия реакций стимулу могла выступать случайность и связанный с ней отбор
удавшихся вариантов. Случайность же, как известно, подчиняется законам, установленным в
теории вероятности Так абстрагирование от структуры привело к новому важнейшему для
психологии выводу – в концептуальный аппарат теории был введен принцип вероятностной
организации поведения 
Поскольку психические структуры, от которых абстрагировался бихевиоризм, трактовались в
психологии лишь как интроспективная данность, изгнание этих структур и выдвижение в
качестве объекта анализа лишь реакций, подчиняющихся законам случая, принесло с собой
торжество строго объективного метода. Но это была пиррова победа, поскольку вместе с
понятием внутренней структуры ушла из психологии и психика. Бихевиоризм называли
"психологией без всякой психики". В действительности оказалось не так. 
Оттеснив структуру, вероятностный подход привнес с собой новые методы анализа этой же
структуры. Дело в том, что статистика поведения абстрагируется лишь от качественных
характеристик его организации или структуры. Но именно абстракция дала возможность
представить в вероятности количественную меру этой организации. Если гештальтизм
выдвинул принцип изоморфизма, определяющий общую форму организации психической
деятельности или качественные характеристики структуры, то бихевиоризм, открыв
вероятностный принцип организации поведения, дал ее статистическую количественную меру.
Эта последняя является по существу в такой же степени общей для психического процесса и
связанного с ним поведенческого акта, в какой качественно-структурная, например
пространственная, характеристика образа может в пределе совпасть со структурой
управляемого им акта поведения. 
Эмпирическим выражением такой количественной, вероятностной меры, допускающей
формулирование в терминах экспериментальных процедур, являются "пробы и ошибки".
Возведенные бихевиоризмом без достаточных оснований в ранг основного закона, "пробы и
ошибки" представляют здесь не только общий принцип организации поведения, но и его
конкретную статистическую меру, ибо и пробы, и ошибки являются характеристиками,
поддающимися числовому выражению. Ошибки обратны точности и вместе с тем носят
вероятностный характер. В качестве этих величин они явно содержат в себе числовую меру
организации. 
Есть, таким образом, основания считать, что не только сама идея информационной природы
психики (что общеизвестно), но и предпосылки качественного и количественного подхода к
природе информации, т.е. определения ее формы и меры, первично сложились внутри
психологической науки под давлением ее собственных потребностей. Но от всего яркого
эмпирического своеобразия психических структур в бихевиоризме по существу осталась лишь
их статистическая мера, и то в неявном виде. В этой абстрагированной количественной мере
специфика психического уже не просматривалась. Однако, как это подтвердил весь
последующий ход развития кибернетики, объективно здесь был представлен количественный
аспект организации не только поведения, но и психики как частного случая информационных
процессов. Поэтому бихевиоризм, вопреки внешней видимости, все же действительно
является психологической теорией, и не случайно он в качестве таковой, собственно, и возник.
В самом радикальном варианте бихевиоризма, исключавшем всякое опосредствование между
Hosted by uCoz