Именно исходя из первичного характера всех описанных выше свойств, определяемых
непосредственным отношением данного перцепта к его объекту, они и создают исходную
основу того перцептивного материала, который образует состав прошлого опыта,
оказывающего в качестве апперцепции обратное влияние на структуру каждого последующего
отдельного перцепта. Принципиально иным характером обладает соотношение внутренних
связей элементов данного конкретного перцепта и внешних связей этого же перцепта с
"апперцепирующей массой" или прошлым опытом в области свойства обобщенности.
Обобщенность первичного, и в частности перцептивного, образа заключается в том, что
отображаемый единичный объект-раздражитель, выступая в адекватном перцептивном образе
во всей своей индивидуальной специфичности, вместе с тем воспринимается в качестве
представителя класса объектов, однородных с данным по каким-либо признакам. Эта
отнесенность к классу, составляющая существо свойства обобщенности перцептивного
образа, получает свое объективное выражение в однородных исполнительных реакциях в
ответ на действие разных экземпляров данного класса, а на специфически человеческом
уровне в однородных и адекватных словесных реакциях, обозначающих разные единичные
представители данного класса одним и тем же словом. Но содержанием данного актуального
перцепта может быть только конкретный единичный объект, воздействующий на рецепторный
аппарат. Ни другие представители данного класса, ни класс в целом в содержании
актуального образа данного объекта представлены быть не могут. Отдельные образы других
представителей класса ("столов", "деревьев" или "человеческих лиц") или интегративный
общий "портрет класса" могут лишь входить в содержание прошлого опыта,
апперцепирующего данный актуальный перцепт.
Поэтому тот факт, что воспринимаемый единичный объект представляет класс, неизбежно
выводит свойство обобщенности за пределы внутренних связей элементов данного перцепта в
его непосредственном отношении к объекту и вводит в сферу внешних, межобразных связей
или связей актуального восприятия с прошлым опытом. В этом пункте берет свое начало
вопрос о связи восприятий первичных образов, с представлениями вторичными образами
(краткому анализу которых посвящен следующий подраздел).
Вместе с тем, так как класс представлен в опыте образами других своих экземпляров или
эталонным суммарным портретом, в этом же пункте возникает вопрос об операционном
составе узнавания представителя данного класса в индивидуальном образце, т.е. вопрос о
структуре и механизмах операции сличения с эталоном. Поскольку, однако, обобщенность
здесь рассматривается как свойство перцептивного образа, т.е. как самый факт отнесенности
данного воспринимаемого единичного представителя к классу, в настоящем исходном
эмпирическом описании свойств перцепта все эти вопросы оставлены за пределами анализа,
а представлены лишь эмпирические свидетельства самого наличия обобщенности, т.е.
феномена представленности класса в перцептивном образе.
В экспериментальной психологии выявлены виды и зоны вариаций свойств тест-объекта, в
пределах которых, несмотря на изменения отдельных характеристик тестобъектов и на
воспроизведение этих изменений в адекватном перцепте, сохраняется отнесенность
воспринимаемого образа к одному и тому же классу, т.е. обобщенность образа остается без
изменений. Возможны два способа экспериментального варьирования свойств перцепируемых
тест-объектов. Первый из них заключается в изменении параметров индивидуального тест-
объекта до пределов, за которыми этот объект перестает восприниматься как представитель
того же самого класса. Так, Н. Н. Волков (1950) описывает методический прием изменения
геометрических характеристик архитектурных форм или внутренних пространств и
прослеживания соответствующей динамики перцептивных образов. Если такое внутреннее
пространство, имеющее обычный формат комнаты, подвергнуть вытягиванию в длину, то
"после какой-то обычной формы, близкой по контуру основания к квадрату, мы долго еще
будем воспринимать одно и то же качество, качество "комнатности", пока, наконец, комната не
вытянется настолько, что мы увидим не комнату, а коридор. Начнем сужать коридор долго
|