Плодотворность диалога зависит от его соответствия потребностям людей в обмене мнениями, от его
развития и появления различных форм коллективного обсуждения (симпозиумы, конференции, дебаты,
диспуты, дискуссии и т. п.).
В основе диалоговых форм обмена мнениями лежат определенные принципы отношений. В
таком случае имеет место взаимное стремление к истине. Софисты стремятся доказать свое мнение, а в
диалоге целью является истина. «Для этого следовало бы отказаться от мысли, что в споре один прав, а
другой не прав. Каждый в чем-то прав, а в чем-то ошибается» [28]. Представители разных мнений
должны исходить не из утверждения истинности в последней инстанции своих мнений, а из признания
определенной рациональности противостояния мнений и необходимости не только выслушать иные
мнения, но, если они окажутся истинными, то и воспринять их. Равенство сторон в диалоге
предполагает единство интереса и стремление к истине как к идейной основе совместного труда,
жизни. Если же один стремится к личному обогащению, а другой - к милосердию, то диалога не будет, а
в лучшем случае будет обмен софизмами.
Диалог отражает равенство противостоящих субъектов, стремление к истине, взаимное
уважение, единство приемов мыслительного рассмотрения объектов и т. д. Такой диалог возник до
появления логики, логика стала средством его осуществления.
Диалоги проявляют полярности свойств объектов. Полярности в объекте ведут к полярности
мыслей людей и необходимости диалога как средства истинного понимания объекта. Диалог ведется
или устно или письменно, в том числе в форме катехизиса (вопросно - ответный тип текста).
Диалог развивается и может быть представлен следующими формами. Прежде всего, возникают
разные подходы, которые высказываются не во взаимной связи, не друг против друга. Они
сосуществуют и разные люди придерживаются то одной, то другой идеи. Более сложной формой
диалога надо считать полемику субъектов, придерживающихся разных мнений. В таком случае идеи не
только противоречат друг другу, но и имеет место их противоборство. Еще более сложной формой
диалога можно считать такие случаи, когда один человек вынужден выбирать одну из
противоборствующих идей - гипотез. В таком случае диалог происходит в одном субъекте: человек сам
задает вопросы себе и на них отвечает.
Диалоговая мудрость предполагает развитие мышления о мышлении. Аристотель поставил эту
проблему и разработал аналитику как науку о законах мышления. Он выявил основные формы
мышления и процедуру их осуществления, что потом было названо логикой [105,с.4]. В наше время
продолжают исследовать диалоги [16].
2.9.0.2. Дуализмы (дихотомия)
Противоборство мнений в различных формах сохраняется по настоящее время в качестве
важнейшего принципа общественной жизни. В то же время на основе таких противостояний идей все
более приобретает значение «внутренний» диалог субъектов при поиске истины. Внутренний диалог -
взаимопроверка цели и средств, интеллекта и эрудиции, методологии и мировоззрения. Средством
достижения истины стали дуализмы (Герцен). Дуализмы известны с древности и сегодня имеют
громадное значение в мышлении в форме антонимов, парных категорий философии. Дуализмы
проявляются в дихотомии. Дихотомность (двойственность) познания проявляется посредством
различных противопоставлений антонимами: да - нет, ничто - нечто и т. п. Индивид повышает
истинность знаний посредством применения дихотомий как основы оценки явлений.
Борьба с идеализмом привела к выходу на первый план противоположности «материя - идея».
На этой основе всю проблему дуализма свели только к этой противоположности парных категорий. На
самом же деле это всего лишь частное проявление дуалистического подхода при объяснении любого
явления. В литературе последних десятилетий должный подход к трактовке дуализма был высказан
впервые, и может быть единственно, Э.В. Ильенковым.
При дихотомной оценке явлений спор ведут мнения, концепции, гипотезы в умах индивидов.
Гипотезы «мирно» уживаются в качестве претендентов на истинность, и задача состоит в том, чтобы
найти истину.
Дихотомия возникла в древности. Известный факт такого мышления - выделение светлых и
теневых сторон [102,Т.41,с.139]. Последующее развитие дихотомии знало подъ¸мы и падения. И сегодня
этот подход не проявляется в полной мере. В работах классиков науки встречаются положения, в
которых они рассматривают дуализмы как общий принцип мышления [102,Т.41,с.142]. Маркс
рассматривал дуализм как всеобщее проявление первого закона диалектики, а не только как парную
категорию материя - дух [102,Т.1,с.321].
|