Современная философия есть не что иное, как дуалистическое мышление. Надо не только
осознать эту его природу, но и увидеть становление и порождение им более развитой формы. Основой
дуализма является представление о полярности, противоположности, противоречий самих объектов.
Именно это свойство объектов порождает и диалог, и дуализм, и диалектику. И данные формы
мышления есть ничто иное, как последовательно более развитые духовные концепции, призванные
более истинно, адекватно отразить полярные свойства объектов.
Свойством объектов является их раздвоенность. На этой основе возник язык и методы для
отражения раздвоенности объектов. Исходным можно считать антонимы - слова, имеющие
противоположное значение: добро - зло, правда - кривда (ложь) и т.п. Изданный словарь антонимов
содержит 2000 пар слов. Это значит, что естественный язык приспособлен к тому, чтобы выражать
двойственность объектов. И эта форма отражения раздвоенности объектов возникает стихийно уже у
детей по мере овладения родным языком. Хотя антонимы имеют громадное значение для
первоначального понимания раздвоенности объектов, тем не менее, антонимы недостаточны для
должного уч¸та такого свойства объектов. Поэтому возникли специальные методы для отражения
данного свойства объектов в построениях ученых.
Дихотомия проявляется в парных категориях для выражения крайностей в объекте. В то же
время между этими крайностями существует много переходных форм. Например, между черным и
белым существует около 40 промежуточных оттенков.
В развитии дуализма имелись не только позитивные моменты. Дуализм И. Канта представлял
сочетание в одной системе разнородных философских направлений [88,Т.18,с.206]. Победа монизма
оказалась пирровой: дуализм вошел в монизм в форме парных категорий теории познания. Они есть
пережитки дуализма и ориентируют исследователей на необходимость уч¸та противоречивых явлений в
процессе познания в качестве важнейшего фактора достижения истинного понимания объекта.
Классики науки отмечали этот аспект данной формы мышления, поскольку он противостоит чисто
метафизическому мышлению. «Вместе с тем нам уже не могут больше внушать почтение такие
непреходимые для старой, но вс¸ еще весьма распространенной метафизики противоположности, как
противоположность истины и заблуждения, добра и зла, тождества и различия, необходимости и
случайности. Мы знаем, что эти противоположности имеют лишь относительное значение: то, что ныне
призна¸тся истиной имеет свою ошибочную сторону, которая теперь скрыта, но со временем выступит
наружу; и совершенно так же то, что признано теперь заблуждением, имеет истинную сторону, в силу
которой оно прежде могло считать истиной; то, что утверждается как необходимое, слагается из чистых
случайностей, а то, что считается случайным, представляет собой форму, за которой скрывается
необходимость, и т.д.» [102,Т.21,с.302-303].
Когда сторонники определенных подходов стремятся исключить противостоящие гипотезы, то
они «рубят сук» истинности своих мнений. Попытки обеспечить «чистоту» идеи приводят к ее
вырождению. В таком случае идея становится не только ортодоксально односторонней, но и
доктринальной, догматической и теряет свое ведущее значение, т. е. вырождается, теряет иммунитет
выживания. В таком случае ум костенеет и оказывается неспособным уловить переходы одного явления
в другое: добро им трактуется как добро само по себе, а не как средство борьбы против зла.
Освоение дуалистического метода мышления в качестве позитивного орудия познания
предполагает освоение парных категорий, не ограничивая их только теми, которые объяснены
философией. Более того, ощущается громадная потребность в выявлении всех парных категорий. При
этом надо преодолеть ошибочность признанных некоторых пар категорий. Это касается, прежде всего,
пары «форма - содержание».
Парные категории обособляют крайности объекта и становятся основой упорядочения его форм,
выявления их единства и познания переходов друг в друга. Тем самым они позволяют поднять научное
объяснение мира на более высокий уровень. В результате этого идея становится структурной, состоящей
из различных по значению элементов, которые (взаимно дополняя друг друга) делают такую идею
теоретической. Важно научиться применять систему парных категорий в качестве основы, матрицы для
оценки объектов.
Рассмотрим кратко основные парные категории философии.
Явление - сущность. Эта фундаментальная парная категория, с помощью которой начинают и
завершают познание объекта. В исследовании идут от явления к сущности, а в изучении - обратно. Все
воспринимаемое нами есть явление. Восприятие явлений ставит проблему их познания. Познание
явлений не обязательно имеет практическую ценность в момент исследования. Опознанное явление
объясняют посредством существующих учений и теорий.
|