Navigation bar
  Print document Start Previous page
 166 of 258 
Next page End  

По мере развития объекта происходит изменение иерархической системы диалектических
моделей объекта, и отражаемый ею объект перемещается с одного места на  другое.  По аналогии с
математикой, в которой происходит отражение одного множества на другом, диалектическое мышление
предполагает отражение реальных объектов на матрице  иерархической системы диалектических
моделей, выражающей универсальное свойство любого развивающегося объекта.
При построении системы диалектических моделей встречаются терминологические трудности.
Одну  из них можно преодолеть следующим образом. При построении системы  таких моделей
происходит «пропадание» некоторых конкретных форм объектов. Например, если обозначать термином
«учитель» такие формы как преподаватели, педагоги, профессора, академики, то в диалектической
модели не будет места собственно учителям в современном их понимании как школьных
преподавателей. В таком случае понятие «учитель» сводится к другим конкретным формам. Чтобы
преодолеть этот недостаток следует ввести понятие объект «вообще».
                первый подход                                     второй  подход
                        учитель                                             родитель
     
-------------+--------------¬         ------+-----¬
преподаватель
педагог
  профессор      п
воспитатель
                                               
--------+------¬
                                                                                п 
      учитель
       доцент                             вообще
-----+-----¬              ------+-----¬
п  
профессор              п
преподаватель
    
------+-----¬              --------+------¬
            п
академик                 п     
    педагог
                                                       
Формы объекта «вообще» в их системе показывают, вероятно, относительность его познания, а
также недостаточность, противоречивость обозначений форм объекта на метафизической основе. В
частности, углубл¸нное познание того способа, как передают опыт подрастающему поколению,
показывает возможность исключения понятия «учитель вообще» введением понятия «наставник». В 
таком случае система диалектических моделей примет вид
                                                                           родитель
                                       
--------+------¬
                             учитель                         п
   воспитатель
           
--------+------¬               --------+------¬
           доцент           п
преподаватель                    п  
  наставник
  
------+-----¬
                      
------+------¬
     п
  профессор                    п  
    педагог
--------+------¬
  п      
  академик
При данной трактовке «пропадает» чистая форма наставников, которыми являются
квалифицированные рабочие для подрастающего поколения. Можно построить модель, которая
преодолеет этот недостаток, но окажется относительной с иной точки зрения.
Описание предполагает каталогизацию форм объекта [102,Т.26,Ч.II,с.177], что происходит
разными путями. 
Важной проблемой разработки диалектического мышления является поиск направлений
формализованной текстовой записи диалектических рядов. Текстовый эквивалент диалектического ряда
может быть записан через запятую, через стрелочку и т. п. При росте специальной терминологии
усложняется запись, а поэтому необходимо предусмотреть текстовую запись не только категориальных
рядов, но и иерархических моделей. В таком случае конкретизирующий ряд категорий следует отделять
от его родового понятия двоеточием, формы моделей - запятой. Возможна и табличная форма
выражения результатов диалектической трактовки объекта 
                            Е. Объяснение
Всякое органическое развитие    совершается
через прогресс, развивается  же органически то,
что имеет свою историю, а имеет свою историю
Hosted by uCoz