Часть третья
Творческое
диалектическое
мышление
Стань творцом
Поиск ведут многие люди, и только некоторые из них поднимаются до уровня творчества и еще
меньше до уровня искусства как высшей формы творчества.
поиск
творчество
искусство
Поиск представляет движение к новому. По мере развития мыслительных способностей
индивидов их поиск превращается в творчество. Овладение творчеством зависит от развития
способностей использовать не только развитую форму стереотипного мышления, но и научные методы -
специфические для отдельных наук, особенные (общие) для ряда наук и всеобщие - логику, диалектику,
кибернетику. Восприятие методологии творчества (технологии творческого труда -ТТТ) не отрицает, а
наоборот предполагает рост значения интуитивных форм отражения в познании объектов. На этой
основе возникает искусство, как такое творчество, которое детерминировано не только методологией, но
и гениальными способностями людей.
Творчеству можно и нужно учить. Обучение творчеству позволяет гениям развивать способности
до уровня искусства. Развитие способности мыслить представляет длительный и трудный процесс. Он
не может быть только чисто теоретическим, а включает постоянно на разных уровнях применение
освоенных при¸мов практического познания неизвестного, начиная с упражнений, задач и иных форм
тренинга. Для развития творческих способностей надо развивать систему умений, соответствующих тем
формам творчества, к которым готовится человек. В данной работе рассмотрено только развитие
способности диалектического мышления в качестве важнейшего компонента методологии творчества.
Диалектическое мышление в сво¸м развитии проходит несколько уровней (Прил., рис. 5).
Исходной его формой является шаблонное его применение. Его возможности ограничены, но
достаточны для познания простых форм объектов. Большие возможности открывает диалектическая
логика. В ней мыслительные процессы менее детерминированы по сравнению с диалектическим
методом. Еще менее они детерминированы в творческом диалектическом мышлении. Ввиду
недостаточности и даже ошибочности трактовки некоторых элементов диалектической логики,
ограничения е¸ применения к отдельным конкретным объектам и т. п. следует применять творческое
диалектическое мышление.
|