147
зрения предметного содержания задач (целей и условий деятельно-
сти), с которыми им приходится иметь дело. Опыт решения этих за-
дач и предопределяет во многом «фиксацию» определенных стра-
тегий поведения. Счетовод обычно более расчетливо ведет свой до-
машний бюджет, чем артист, но не потому, что его отличает консти-
туционально более высокий «кортикальный контроль», а главным
образом потому, что он применяет в обыденной практике сложив-
шиеся навыки профессиональной деятельности, освоенные в рамках
профессиональной роли. Однако и трансляцией навыков и стра-
тегий, сложившихся в ходе исполнения ведущей социальной роли,
не объяснишь все многообразие поведения индивида в различных
социальных ролях, которые ему .приходится выполнять практически
одновременно в разных общностях. Можно назвать немало при-
меров тому, как «одержимые программисты» вместо того, чтобы де-
монстрировать высокую организованность и приверженность плано-
сообразному поведению, демонстрируют крайнюю стихийность и
хаотичность в своей обыденной жизни (Вейценбаум Дж., 1982); воз-
можно, весь «запас» способности к «кортикальному контролю» рас-
ходуется во время работы на компьютере (модель ограниченных ре-
сурсов).
Применяя тест-опросники характера типа 16PF, психолог не
должен забывать, что респондент-профессионал преднамеренно или
бессознательно может стремиться давать такие ответы, которые бу-
дут обосновывать его профессиональные притязания, - ответы, нор-
мативно соответствующие требованиям профессии, соответствую-
щие скорее желаемому «Я», чем действительному. Построение на
основе таких ответов усредненных «типичных профилей» для лиц
определенной профессиональной группы может приводить к серьез-
ным артефактам. Конечно, черты характера (уже сложившиеся в
детстве и юности) влияют на выбор профессии, но и приобретенный
профессиональный опыт тоже видоизменяет характер.
Приведем для иллюстрации некоторые отдельные профессио-
нальные портреты, полученные коллективом Р. Кеттелла для таких
категорий испытуемых, как «продавцы», «полицейские», «психоло-
ги-консультанты» и «психологи-диагносты». Портреты приводятся в
форме так называемых уравнений эффективности: весовые коэффи-
циенты перед сокращенными техническими обозначениями факто-
ров 16PF указывают на вклад фактора в прогноз эффективности со-
ответствующей профессиональной деятельности.
«Эффективный продавец» = 0,44А
- 0,33L-
0,44Q2 + 0,22h
-
0,22E
-
0,22Q4
«Психотерапевт» = O72A + 0,29В + 0,29H + 0,29,N
«Психодиагност» = 0,31A + 0,78В + 0,47N
«Полицейский» = - 0,47A - 0.35F - 0,35I + 0,23Q2 + 0,23Q3.
Читателю предоставляется возможность самостоятельно про-
|