148
интерпретировать эти профили, пользуясь табл. 7, содержащей крат-
кую интерпретацию указанных факторов 16PF.
Тест-опросник 16PF. История создания и методы, лежащие в
основе 16PF, изложены в достаточно обширной литературе (Мель-
ников В. М., Ямпольский Л. Т., 1985; наиболее подробное пособие,
самое полное англоязычное руководство: Cattell
R. et
al., 1970).
Обычно процедура теста предполагает проведение двух сеансов-
обследований: вначале с использованием одной формы теста (А, С,
Е - по уровню образования), затем, как правило, в другой день - со-
ответствующей параллельной формы (В, D, Г). Наиболее часто при-
меняемые формы А и В включают перечень из 187 вопросов, отне-
сенных к одному из 16 факторов. В письменном варианте для прове-
дения требуются комплект тестовых буклетов с инструкцией испы-
туемому и списком вопросов, стандартные ответные листы, позво-
ляющие применять ключи в виде трафаретки. Один сеанс, как пра-
вило, отнимает у испытуемого не менее 50 мин. А психодиагносту
требуется еще 10-15 мин для подсчета 16 тестовых баллов, их пере-
вода в стены и подсчета 4 вторичных факторов. Оперативность под-
счета значительно повышается с применением компьютера на линии
тестирования.
Несмотря на то что российскими психологами накоплен боль-
шой опыт исследовательского и практического применения теста
16PF, до недавнего времени пункты опросника не подвергались пол-
ной психометрической адаптации. Одна из первых попыток полной
компьютеризации и психометрической адаптации этого теста была
осуществлена А. Г. Шмелевым и В. И. Похилько. В результате при-
менения компьютерной программы анализа корреляций ответов (на
пункт) с суммарным баллом были выявлены 45 вопросов исходной
переводной версии 16PF (переводчики -И. М. Палей, М. С. Жам-
кочьян), которые не обладали значимой корреляцией с релевантным
фактором ни в одной из использованных для анализа выборок (сту-
денты разных специальностей, больные, работники транспорта,
спортсмены, пожарники и др.). Строго говоря, ключ по этим вопро-
сам был некорректным.
К исходным 187 были добавлены специально разработанные
97 вопросов, предназначенных для компенсации недостающих пунк-
тов в соответствующих шкалах. Под нашим руководством А. Соло-
вейчиком было обследовано 120 человек в анонимной ситуации (ис-
пытуемые вводили с клавиатуры псевдоним или произвольный циф-
ровой код) и 170 человек -в административной ситуации (студенты
МГУ вводили в память компьютера номер зачетной книжки или
студбилета).
Испытуемые в ходе обследования имели высокую мотивацию,
ибо после опроса получали немедленную обратную связь - сообще-
|