317
негативное), полученные на основе трех проективных методик: ТАТ,
теста Роршаха, теста незаконченных предложений. Из 15 интеркор-
реляций ни одна не превысила значение 0,16, лишь одна имела уро-
вень значимости свыше 99% и 9 имели уровень значимости ниже 95
% (Spitzer
S., 1969). Как правило, требование однозначности и на-
дежности приводит к тому, что в качестве параметра «.Я-
концепции» выбирается глобальное положительное или отрицатель-
ное самоотношение; таким образом, содержательные нюансы само-
отношения утрачиваются, а результаты оказываются в целом сопос-
тавимыми с теми, которые получаются с помощью вербальных са-
моотчетов.
Вторая проблема использования проективных техник состоит
в отсутствии простых и валидных критериев сопоставления проек-
тивных показателей самоотношения. Поскольку предполагается, что
проективные техники направлены на выявление более глубинных
аспектов самоотношения, то сопоставление их с вербальными мето-
диками не должно давать высоких корреляций. Использованию по-
веденческих критериев для валидизации показателей часто мешает
недостаточная изученность опосредованного характера связи между
самоотношением и поведением.
Третья проблема использования проективной техники состоит
в необходимости специального доказательства, что та или иная
часть проективной продукции или ее аспект относятся именно к са-
моотношению, а не к другим психологическим характеристикам.
Особенно остро эта проблема встает при анализе экспериментальной
продукции типа рисунка человека или при анализе незаконченных
предложений, сформулированных не от первого лица.
И наконец, использование проективных техник наталкивается
на теоретическую проблему разработки обоснованной и непротиво-
речивой системы категорий, которая могла бы быть положена в ос-
нову процедуры кодирования проективного содержания.
Рефрактивными техниками Дж. Линдсей назвал процедуры, в
которых люди производят оценку каких-то своих атрибутов, не
осознавая, что они оценивают себя (Lindsey G., 1959). Так, Г. Мейли
ссылается на опыты 40-50-х годов К. Хантли, В. Вольфа, С. Эпштей-
на, в которых для измерения самооценки использовалось предъявле-
ние тайком от испытуемых полученных фотографий рук или лица в
профиль, записей голоса или образцов почерка (Мейли Г., 1975). В
других исследованиях использовались предъявления в стереопаре
двух разных изображений людей, одним из которых был сам испы-
туемый (BeloffH., Beloff
J., 1959), либо тахистоскопические предъ-
явления собственных фотографий наряду с фотографиями других
людей (Rogers A.,WalshT., 1959).
На наш взгляд, методический прием, используемый рефрак-
|