94
данные относительно объектов, но не даст валидной информации ни
о шкале ощущений «веса», ни о шкале ощущений «размера».
При измерении способностей предъявляемый тест отнюдь не
обязательно актуализирует именно тот психический процесс, кото-
рый предполагается измерить. Например, столкнувшись с уже
встречавшейся однажды задачей (например, с анаграммой «дзи-
канпр»), испытуемый может начать запоминать просто то решение, к
которому он уже однажды пришел (слово «праздник»), чем заново
решать эту задачу. Здесь будет измеряться скорее уровень словесной
памяти, чем уровень вербального интеллекта. Точно так же реальная
валидность некоторых тестов раскрывается только в результате зна-
чительного опыта работы с ними. Например, доказано, что ряд тес-
тов, внешне вы глядящих
интеллектуальными, на деле измеряют
скорее личностно-стилевые особенности индивида, чем операцио-
нальные возможности интеллекта, например, методика «креативного
поля» Д. Б. Богоявленской.
Устойчивость теста относительно объектов (испытуемых) яв-
ляется необходимым, но не достаточным условием его устойчивости
относительно измеряемых атрибутов (свойств) объектов. Надеж-
ность является необходимым, но не достаточным условием валидно-
сти. Отсюда вытекает основное соотношение психометрики:
валидность
?
надежность.
Это означает, что валидность теста не может превышать его
надежность.
Данное соотношение, однако, неверно трактовать как указание
на прямую пропорциональную связь валидности и надежности. По-
вышение надежности отнюдь не обязательно приводит к повыше-
нию валидности¹. В терминах А. Анастази валидность определяется
репрезентативностью теста относительно измеряемой области пове-
дения. Если эта область поведения складывается из разнообразных
феноменов, то содержательная валидность теста автоматически тре-
бует представленности в нем моделей всех этих разнообразных фе-
номенов. Возьмем глобальное понятие «речевая способность» (это-
му психолингвистическому термину в традиционной тестологии со-
ответствует термин «вербальный интеллект»). Сюда относятся такие
относительно независимые друг от друга навыки, как навыки письма
и чтения. Если заботиться о содержательной валидности соответст-
вующего теста, то нужно ввести в него группы заданий на проверку
этих довольно разных по своему операциональному составу компо-
1
Предельной внутренней согласованностью будет, например, обладать тест-опросник, состоя-
щий из повторения одного и того же вопроса. Но валидность в данном случае будет минималь-
ной.
|