95
нентов вербального интеллекта. Вводя разнородные пункты и суб-
шкалы (субтесты), мы обязательно сокращаем внутреннюю согласо-
ванность, одномоментную надежность теста, но зато добиваемся
существенного повышения валидности. Таким образом, для расши-
рения области применения теста психодиагност должен избегать из-
лишнего повышения внутренней согласованности. Одновременно с
этим снижением внутренних корреляций между различными пунк-
тами теста (об этом уже говорилось в разделе 3.1) обязательно исче-
зает отрицательный эксцесс на кривой распределения тестовых бал-
лов, и она все более приближается по форме к нормальной кривой.
Эмпирическая валидность. Если в случае с содержательной ва-
лидностью оценка теста производится за счет экспертов (устанавли-
вающих соответствие заданий теста содержанию предмета измере-
ния), то эмпирическая валидность измеряется всегда с помощью ста-
тистического коррелирования: подсчитывается корреляция двух ря-
дов значений - баллов по тесту и показателей по внешнему парамет-
ру, избранному в качестве критерия валидности.
Прагматические традиции западной тестологии привязывали
эмпирическую валидность теста к внешним для психологии соци-
ально-прагматическим критериям. Эти критерии являются показате-
лями, обладающими непосредственной ценностью для определен-
ных областей практики. Практика всегда имеет целью либо повы-
сить, либо понизить эти показатели. Например, в области педагоги-
ческой психологии это «успеваемость» (которую надо повысить), в
психологии труда это «производительность труда» и «текучесть
кадров», в медицине - «состояние здоровья пациента», в психологии
управления -«совместимость», «срабатываемость» коллектива, в
юридической психологии - «преступность» (которую надо понизить)
и т. п.
Ориентируясь непосредственно на эти категории, психолог,
пытающийся скоррелировать результаты теста с этими показателя-
ми, фактически решает сразу две задачи: задачу измерения валидно-
сти и
задачу измерения практической эффективности своей психо-
диагностической программы. Если получен значимый коэффициент
корреляции, то можно считать, что решены с позитивным результа-
том сразу обе эти задачи. Но если корреляции не обнаружено, то ос-
тается неопределенность: либо невалидна сама процедура (тестовый
балл не отражает, например, стрессоустойчивость оператора), либо
неверна гипотеза о наличии причинно-следственной связи между
психическим свойством и социально значимым показателем (стрес-
соустойчивость не влияет на процент аварийных ситуаций).
Таким образом, социально-прагматические критерии являются
комплексными: они позволяют измерить валидность-эффективность,
но не каждое из этих двух свойств теста отдельно. На практике пси-
|