Navigation bar
  Print document Start Previous page
 116 of 301 
Next page End  

2.    BhaskarR. Reclaiming reality. L., 1989.
3.    С h aimers A. Is Bhaskar's realism realistic?//Radical Philosophy.  1988. No. 49.
4.    H a r r ¸ R. Varieties of realism. Oxford, 1986.
5.    OuthwaiteW. Concept formation in social science. L., 1983.
6.    О u t w a i t e W. Die Ontologien des transzendentalen Realismus.—Ethik und
Sozialwissenschaften. 1990.
Дирк Беккер.
В ОБЩЕСТВЕ — ОБ ОБЩЕСТВЕ*
* Dirk В а е с k е г.
Александр Филиппов попросил меня сопроводить статью Никласа Лумана
«Тавтология и парадокс в самоописаниях современного общества» некоторыми
разъяснениями, которые облегчат чтение текста читателю, незнакомому со
структурами и семантиками западного общества, имеющими место в этой статье. Я
охотно удовлетворяю эту просьбу и сконцентрируюсь на четырех моментах: лежащей в
основании теории общества, вопросе самоописания общества, теории отличия и
кибернетике второго порядка.
1) Никлас Луман работает над теорией общества, в которой задействованы многие
теоретические ресурсы, частью — социологические, а частью — междисциплинарные.
Исходным пунктом теории общества является теория социальных систем, которая
рассматривает общество как охватывающую все остальные социальные реальности и
операционально замкнутую социальную систему. Эта система на основе коммуникации
вычленяется из своего окружающего мира и отличается от всего, что не является
коммуникацией, например, от жизни, природы, сознания. Общество понимается как
универсальная социальная система, ибо все, что происходит в мире, может быть
различено сообразно тому, является ли оно коммуникацией или нет. Общество не
мыслится как тотальная (или даже тоталитарная) система, ибо оно обязано своим
единством не целому, которое делает все остальное своими частями, но воспро-
изводству системы, которая вычленяет себя из своего окружающего мира. Оно обязано
своим единством не тождеству (целого), но отличию (от окружающего мира).
Центральным понятием социологии Лумана является понятие «невероятности
коммуникации». При помощи этого понятия все, что кажется наблюдателю, уже
вжившемуся в общество, само собой разумеющимся, представляется в качестве
решения некоторой проблемы, которую еще только предстоит найти и описать
социологу. Теория посредников коммуникации, теория эволюции и теория социальной
дифференциации предлагают (каждая — иную) технику анализа, с помощью которой
социолог может исследовать то, как общество разрабатывает возникающие с
увеличением его сложности социальные, временные и предметные проблемы. В связи с
данной статьей особое значение имеет теория социальной дифференциации. Луман
различает по типу дифференциации три формы общества: сегментарное общество
примитивных, архаических народов; стратифицированное общество высоких культур и
современное функционально дифференцированное общество.
Функционально дифференцированное общество — это достижение, принадлежащее
современному обществу, которое возникало в Европе в период позднего средневековья
вплоть до XVIII в Изначальной, хотя и не единственной формой дифференциации этого
общества является уже не образование равных между собой единиц (семей, родов) или
различение неравных и иерархически упорядоченных слоев (крестьян, горожан,
благородного сословия), но различение таких функциональных систем, как хозяйство,
политика, воспитание, религия и искусство, каждая из которых в ходе дифференциации
достигла автономного вычленения и может выполнять свои функции лишь при
условии, что и все другие системы выполняют свои. Функционально
дифференцированное общество отказывается от избыточности такого рода, когда
каждая отдельная общественная единица выполняла бы задачи, которые способны
Hosted by uCoz