историю». Но для жизни нужны прежде всего пища и питье, жилище, одежда и
еще кое-что. Итак, первый исторический акт, это производство средств,
необходимых для удовлетворения этих потребностей, производство самой
материальной жизни» (там же, с. 26). «Первый исторический акт» следует,
конечно, понимать в аналитическом, а не хронологическом смысле. Ср. также:
«Каждая форма общества имеет определенное производство, которое
определяет место и влияние всех остальных произ-водств. Это общее
освещение, в котором исчезают все другие цвета и которое модифицирует их в
их особенностях. Это особый эфир, который определяет Удельный вес всего
сущего, что в нем обнаруживается». (Маркс К. Введение (Из экономических
рукописей 18571858 годов). Маркс К., Энгельс ф Соч. Т. 12, с. 733.)
41. Для марксизма всегда было проблемой найти способ избежать и эконо-
мического (или, еще хуже, технологического) редукционизма, и
исторического эклектизма, так что это действительно порождало некоторые
содержательные историографические суждения. И Маркс и Энгельс сознавали
эту проблему. Так, Энгельс был вынужден усиленно подчеркивать: «Согласно
материалистическому пониманию истории в историческом процессе
определяющим моментом в конечном счете является производство и
воспроизводство действительной жизни. Ни я, ни Маркс большего никогда не
утверждали. Если же кто-нибудь искажает это положение в том смысле, что
экономический момент является будто единственно определяющим моментом,
то он превращает это утверждение в ничего не говорящую, абстрактную,
бессмысленную фразу. Экономическое положение это базис, но на ход
исторической борьбы также оказывают влияние и во многих случаях
определяют преимущественно форму ее различные моменты надстройки...
Существует взаимодействие всех этих моментов, в котором экономическое
движение как необходимое в конечном счете прокладывает себе дорогу сквозь
бесконечное множество случайностей...» (Энгельс ф. Письмо И. Блоху 21
сентября 1890 г. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 37, с. 394395). Но как надо
понимать эту конечную необходимость? Маркс дает некоторый ключ. Отвечая
на одно возражение, он допускает известную разумность в суждении, будто его
взгляд, что «способ производства материальной жизни обусловливает
социальный, политический и духовный процессы жизни вообще, все это ...
справедливо по отношению к современному миру, когда господствуют ма-
териальные интересы, но непременимо ни к средним векам, когда господствовал
католицизм, ни к древним Афинам или Риму, где господствовала политика». Но
Маркс тут же настаивает: «Ясно, ... что средние века не могли жить католи-
цизмом, а античный мир политикой |одной]. Наоборот, тот способ, каким в
эти эпохи добывались средства к жизни, объясняет, почему в одном случае
главную роль играла политика, а в другом католицизм» (М арке К. Капитал.
Там же. Т. 23. С. 92). Альтюссер попытался теоретически оформить эту ин-
туицию, говоря, что именно экономика детерминирует, какая из относительно
автономных структур оказывается главенствующей (доминантной). Althusser L.
For Marx. L., 1969. Ch. 2, 6; Althusser L. and Ball bat E. Reading Capital. L., 1970.
42. Особенно см.: Colletti L. Marxism and dialectic.//New Left Review. 1975; Oilman B.
Op. cit.
43. См.: A realist theory of science, esp. PP. 173174.
44. Ibid., esp. Ch. 2. Sec. 6.
45. 45. cм. Elias N. The sciences: towards a theory.//Social Processes of scientific
development. Ed. by R. W h i 11 e y. L., 1974.
46. L a b r i о I a A. Essays on the materialistic conception of history. Chicago. 1904.
47. Кант И. Критика чистого разума. Соч. Т. 3, М., 1964, с. 155: «Мысли без
содержания пусты, созерцания без понятий слепы».
|