принципы построения институтов, обеспечивающих общественную свободу и
демократическое принятие решений. В свете этих метапринципов права собственности
предстают как возможное содержание демократического согласия (консенсуса).
Напротив, метапринципы индивидуальных прав в первую очередь суть принципы
негативной свободы. С точки зрения этих метапринципов демократическое участие
является возможным содержанием соглашения (договора, контракта) между членами
определенной группы общества. Как живописует Нозик: «Визионеры и помешанные,
маньяки и святые, монахи и распутники, капиталисты, коммунисты и демократы,
защитники фаланг (Фурье), дворцов труда (Флора Тристан), общинных деревень и
кооперации (Оуэн), коммун взаимопомощи (Прудон), временных распределителей
(Джозайя Уоррен), BruderhofoB, киббуцизма, ашрам кундалини йоги и
т. д. все имеют право на попытку осуществить свою мечту и внести в мир
соблазнительный пример» . По сравнению с Хабермасом точка зрения Нозика,
представляющая постмодернистскую версию либеральной утопии, совершает
головоломную перестановку формы и содержания. Но почему считать это
головоломкой, а не просто абсурдом? Я думаю, можно было бы легко показать, что это
нелепо во многих отношениях на основании антропологии, социологии и теории
рациональности и особенно нелепо потому, что Нозик даже не задается вопросом, а как
граждане его утопического государства могут быть уверены, что метапринципы их
свободы правильно воплощены в практику? Это именно тот этап, на котором Локк и
Кант стали бы развивать теорию представительного правления (а Гоббс концепцию
государства-Левиафана). На первый взгляд и с философской точки зрения, все говорит
против либеральной утопии Нозика. Кажется очевидным, что коммуналистская
перспектива в духе Хабермаса гораздо более последовательна в обрисовке формальной
концепции свободы, если такая вообще нужна. Причина, по которой я тем не менее
нахожу нечто проблемное (а не просто нелепое) для «коммуналиста» в построении
Нозика, состоит в том, что оно может быть понято как некое описание гражданского
общества в смысле Гегеля. Но если это построение понять таким образом, т. е. как
узаконение сферы отрицательной свободы в современном государстве, сферы, которая
структурно отлична и в некотором смысле независима от коллективной сферы
публичных дебатов и формирования демократической воли, тогда возникает вопрос,
можно ли конструкцию типа нозиковой рассматривать в том же духе, как Гегель
рассматривал теории естественного права: как способ выражения одного основного
измерения свободы в современном мире, именно, отрицательной свободы, которая,
разрывая узы солидарности между индивидами, есть в то же время непременное
условие для того рефлексивного (универсалистского и демократического)
восстановления солидарности, которое только и адекватно современному государству.
Затем следует спросить, способна ли коммуналистская концепция свободы в духе
Хабермаса сама учесть все содержание этого измерения отрицательной свободы, или
либеральная идеология имеет независимое истинное содержание, которое надо в явном
виде воплотить («снять») в коммуналистской концепции свободы.
Чтобы пояснить, в чем тут дело, возьмем три разных пути, какими возможно
рассматривать проблему легитимации (узаконения) сферы отрицательной свободы с
коммуналистских позиций. Первые два вида легитимации совсем не оспаривают
первичность коммуналистской перспективы, т. е. прерогативы демократически
понятой общей воли. Только при третьем виде легитимации эта первичность, хотя и не
оспаривается как таковая, предстает в новом свете.
Первый вид легитимации касается потенциала управления, присущего свободному
рынку. Единственная альтернатива экономическому управляющему механизму
свободного рынка, которую мы знаем, это бюрократическая регуляция, но на
сегодня существует почти всеобщее согласие, что она далеко уступает рыночному
механизму, поскольку нас интересует экономическая эффективность. Под
|