последнем труде «Политическая теология II» Шмитт подробно рассмотрел
аргументы Петер-сона, Блюменберга и многих других оппонентов. См.: S с h m i
11 С. Politische Theolo-gie П: Die Legende von der Erledigung jeder politischen
Theologie. Berlin, 1970.
73. См.: Филиппов А. Ф. Социологический консерватизм. М., 1991. Готовится к
печати.
74. Это одна из сквозных тем новой книги: L u h m a n n N., F и с h s P. Reden und
Schweigen. Frankfurt a. M., 1989.
Мишель Маффесоли.
ОКОЛДОВАННОСТЬ МИРА ИЛИ БОЖЕСТВЕННОЕ СОЦИАЛЬНОЕ*
*© Michel M a f f e s о 1 i. 274
Для того чтобы приступить к изучению чудесного в современном мире, можно
принять за отправную точку «божественное социальное» термин, которым Э.
Дюркгейм обозначал связующую силу, лежащую в основе любого общества или
ассоциации людей. Слово «миф» также могло бы быть использовано в том смысле, в
каком оно употребляется для обозначения того, что объединяет нас с каким-либо
соообществом; речь идет не столько о содержании, которое относится к области веры,
сколько о форме, вмещающей это содержание, т.е. о том, что является общей матрицей,
что служит опорой «бытия-вместе» (Fetre-ensemble). Я воспользуюсь по этому случаю
определением Зиммеля: «Религиозный мир уходит корнями в духовную сложность
взаимоотношений отдельного человека с ему подобными или же с группой ему
подобных... эти взаимоотношения представляют собой чистейшие религиозные
явления в обычном смысле этого слова» ¹.
Мы не намерены проводить здесь социологическое исследование религии, тем более
что специалисты в этой области, как только возникает вопрос о новом всплеске
религиозности, сразу становятся весьма сдержанными. Воздержусь и я от вторжения в
область их компетенции и постараюсь не выходить за рамки того неясного,
расплывчатого, что есть в религиозном чувстве. Делаю я это с тем, чтобы иметь
возможность обратить внимание читателя на развитие чудесного, в том числе за
рамками его официальных проявлений, на значимость, которая придается
воображаемому, символическому, всему тому, что заставляет пытливые и
соответствующим образом настроенные умы отмечать возвращение иррационального.
Прежде всего следует сказать о существовании определенной связи между
возрождающимся интересом ко всему натуральному (натурализм) и чувством
околдованности миром, которое сегодня можно наблюдать.
За всякого рода демистификациями, «демифологизациями», нашедшими своих
сторонников в сфере теологических размышлений, социолог этот социальный
«разведчик» не может не принимать во внимание все многообразие элементов,
вышедших на первый план, таких, как рок, судьба, небесные светила, магия, гадание,
гороскопы, культы природы и т. д. Можно со всей очевидностью утверждать, что
стихия азартных игр, захлестнувшая францию, таких, как лото, tacotac*, tierce**,
национальная лотерея, мода на игру в казино все это имеет отношение к тому же
процессу.
* Tacotac одна из разновидностей цифрового лото.
** Tierce вид пари на скачках, когда ставят на трех лошадей.
Здесь нам хотелось бы поговорить о пути, по которому следовало бы направить
|