если и не исчезает окончательно, то, во всяком случае, ее постепенно переполняет,
окружает, составляет ей конкуренцию самореализация субъекта, которая является
вместе с тем социальной практикой. И самореализация сливается с социальной
практикой, или, если угодно, с установлением такого отношения своего «Я» с самим
собой, которое теснейшим образом переплетается с взаимоотношениями «Я» и другого
человека (см.: Сенека).
3 февраля 1982 Самопознание и катарсис
Здесь можно выделить три момента.
1. Самопознание служит введением в философию («Алкивиад») Привилегия
«познай самого себя» как философская основа; как преимущественная форма
проявления заботы о себе.
2. Самопознание служит введением в политику («Горгий»).
3. Самопознание служит введением в катарсис («Федон»).
В учении Платона связь между заботой о себе и заботой о других устанавливается
тремя способами. Самопознание представляет собой один аспект, один элемент,
основную форму, но лишь только форму фундаментального и всеобщего
требования проявлять заботу о себе. (Неоплатонизм перевернет эту проблему.)
а) Заботясь о самом себе, человек сможет заботиться о других. Между заботой о себе
и заботой о других существует связь финальности. Я проявляю заботу о себе, чтобы
суметь заботиться о других; я буду практиковать на самом себе то, что получит
название катарсиса у неоплатоников, с тем, чтобы стать политическим субъектом, то
есть человеком, который знает, что такое политика, и, следовательно, способен
управлять.
б) Во-вторых, существует связь взаимности, поскольку, проявляя заботу о себе,
практикуя очищение катарсисом в платоновском смысле, я совершаю благо как я
того желаю полису, во главе которого я нахожусь. Таким образом, если, проявляя
заботу о себе, я обеспечиваю своим согражданам спасение и процветание, то это
процветание возвращается ко мне, так как я буду пользоваться всеми благами в той
мере, в какой я сам являюсь составной частью этого полиса. Следовательно, в спасении
государства забота о себе обретает свое вознаграждение и свою гарантию. Человек
находит свое спасение в той мере, в какой его находит государство, и в той мере, в
какой государству позволили спастись, проявив заботу о себе. Эту зависимость в
равной мере можно обнаружить в развернутом построении «Государства».
в) Наконец, третьей после связи финальности и взаимности является связь,
которую можно определить как сопричастность сущности, поскольку, лишь проявляя
заботу о себе, испытывая очищение катарсисом, душа открывает то, что она есть и что
она знает, или, точнее, чему она следует. Таким образом, она открывает одновременно
свою суть и свое знание. Она открывает то, что она есть и что она созерцала в форме
памяти. Таким путем она может возвыситься до созерцания истин, позволяющих вос-
создать со всей справедливостью государственный порядок.
Итак, существует три типа связи между политикой и катарсисом:
связь финальности в techne политики;
- связь взаимности в форме государства;
связь сопричастности в форме реминисценции.
Забота о себе как самоцель
Если перенестись в эпоху, которую я взял на точку отсчета, т.е. I и II вв. н.э., то
обнаружится четкий разрыв между заботой о себе и заботой о других. Это, очевидно,
|