один из важнейших феноменов в истории самореализации субъекта и, возможно, в ис-
тории античной культуры вообще; во всяком случае феномен превращения заботы о
себе в самоцель представляется весьма значительным, тогда как забота о других не
обязательно является конечной целью и показателем, позволяющим оценить заботу о
себе.
«Я», о котором проявляют заботу, не является более одним из элементов среди
прочих. Оно не служит более связующим звеном, одним из этапов, элементом перехода
к чему-либо иному, будь то государство или другие люди. «Я» становится конечной и
единственной целью заботы о себе. Происходит одновременно абсолютизация «Я» как
объекта заботы о себе и превращение этого «Я» в самоцель посредством самого «Я» в
практике, именуемой заботой о себе. Следовательно, эта практика ни в коей мере не
может считаться предварительным этапом, вводящим в заботу о других. Это
деятельность, сосредоточенная лишь на собственном «Я», это деятельность, находящая
свое завершение и удовлетворение в точном смысле этого слова лишь в своем
«Я», то есть в самой деятельности, осуществляемой по отношению к самому себе.
Человек проявляет заботу о себе для самого себя, и именно в этом забота о себе
получает свое вознаграждение. В заботе о себе человек сам является своим
собственным объектом, становится самоцелью. Иначе говоря, существует
одновременно абсолютизация «Я» как объекта заботы и превращение этого «Я» в
самоцель посредством самого «Я» в практике, именуемой заботой о себе. Одним
словом, забота о себе, которая у Платона совершенно очевидно выходила на проблему
государства, других людей, politeia, представляется на первый взгляд, во всяком случае
в том периоде, о котором идет речь, I и II вв. н.э. как бы замкнутой на самой себе.
Самоцель имеет важные поледствия для философии. Искусство жить и искусство
быть самим собой все более отчетливо идентифицируются. Какое знание указывает,
как следует жить? Этот вопрос будет постепенно поглощен другим вопросом: что
нужно сделать для того, чтобы «Я» стало и оставалось тем, чем оно должно быть?
Философия как проблема поиска истины поглощена духовностью как
трансформацией субъекта им самим. Каким образом я должен преобразовать свое «Я»,
чтобы получить доступ к истине? (Вопрос обращения, metanoia.)
Самоцель имеет не менее существенные последствия для различных образов жизни и
индивидуального опыта. Происходит подлин-ный расцвет культуры своего «Я». Под
культурой подразумевается некая сумма ценностей, расположенных в определенной
последовательности и иерархически организованных. Эти ценности имеют
универсальный характер, но вместе с тем доступны лишь некоторым; человек может их
обрести, лишь жертвуя своей жизнью и следуя определенным правилам поведения.
Способы и технические приемы для обретения этих ценностей также организованы в
определенном порядке и образуют ту область знания, которая управляет и преобразует
поведение человека.
Понятие спасения
Понятие спасения себя и других включает некий технический аспект.
1. Спасение позволяет перейти от смерти к жизни и т.д. Это бинарная система:
спасение находится между жизнью и смертью, между смертностью и бессмертием; это
переход от зла к добру, из мира этого в мир иной. Спасение это орудие перехода.
2. Спасение связано с драматичностью исторического или ме-таисторического
события, с временностью и вечностью.
3. Спасение это сложная операция; спасение себя осуществляется при содействии
другого. Идея спасения принадлежит религии или, по крайней мере, находится под ее
влиянием. Однако, несмотря на это, понятие спасения эффективно функционирует как
|