авторитарном управлении массами, но, с одной стороны, в культе, а с другой в
мистике, которая, в свою очередь, с культом тесно связана. Католицизм обладает, как
все античные религии, богатым ритуалом, что делает возможным для верующих
чувственную связь со сверхчувственным миром. Полная благодати действительность
Бога оказывается связанной с внешними объектами; ясные действия священника
сообщают молящимся непосредственное соприкосновение, усиленное эстетической
привлекательностью, с одновременно чудовищным и чудесным «святым», с «numen
praesens». *3* Таинственные сверхъестественные силы посредством руки священника
превращаются в очевидные акты души. Этот сакраментальный культ с крещением и
елеосвящением, рукоположением и жертвоприношением, святой водой, храмами,
процессиями и паломничеством остается несмотря на внутреннее очищение, которое
совершил в нем христианский дух, наследием примитивных религий; безразлично,
происходило ли прямое заимствование в ряде случаев из античных храмовых ритуалов
или литургий синкретических мистерий или речь идет о параллельных
новообразованиях. Посредством укрепления в примитивном культе католицизм пустил
удивительно крепкий корень в народность, который сохраняет ему непреходящую
жизненную силу в качестве народной религии. Мистика является невидимой душой
всего католицизма, его скрытым внутренним источником жизни *, который не
иссякнет даже в том случае, если когда-нибудь будет возможно преодолеть тесно
связанную с культом народную религию. Гарнак является одним из немногих
протестантских теологов, открывших этот скрытый источник жизни католической
церкви. «Мистика есть католическая набожность вообще, поскольку она не только
церковное повиновение, что значит «fides implicita», ... она не является также образом
предреформационной набожности наряду с другими образами, но она является
католическим выражением набожности вообще" ². С его суждениями согласуются
слова одного из самых известных евангелических учителей догматики В. Германа:
лишь в мистике «мы должны видеть род религии, принадлежащий католической
церкви» ³.
Почти все великие католические мыслители были мистиками: ведь в самих
выдающихся теологах в Августине, Григории Нисском, Альберте Великом, Фоме
Аквинском и Бонавентуре под философской мантией стучало теплое сердце
мистика; мягкие и сладкие звуки мистической набожности сердца прорываются из
спекулятивных движений их мысли, даже если эти звуки и приглушены языком
рациональной метафизики. В Восточной церкви были свои мужчины-мистики с
характерной формой набожной жизни: Макарий, Иоанн Климакос, Николай Кавасила и
один из величайших византийских мистиков, хотя и мало известный, Симеон Новый
Богослов. Мистика живет в монастырях христианского Запада до сегодняшних дней;
мягко и тепло пронизывает она и сегодня весь слой католической набожности; она
господствует во всей молитвенной литературе и через нее продолжает влиять на
евангелические молитвенные книги; мистика это то, что снова и снова манит
вернуться из протестантизма в католицизм, так как тот, «кто является мистиком и не
стал католиком, остается дилетантом», точно заметил Гарнак
4
.
Да, католический модернизм, *4* который часто определяется только как
протестантское движение внутри католицизма, оказывается «настолько католическим,
насколько это возможно» **, согласно важному высказыванию З¸дерблома
5
.
Модернизм, несмотря на все критические и научные методы, несмотря на горячий
восторг перед прогрессом, в своем религиозном ядре остается неподдельной
католической мистикой. Тирелл, Фр. фон Хюгель, Фогацарро являются истинными
мистиками.
Так как мистика есть католическая набожность сердца, поэтому в католических кругах,
включая и католический модернизм, отсутствует глубокое понимание евангелической
|