чужд. Секулярная религиозность открыла совершенно новый этап в исканиях западных
интеллектуалов; сознание «бунтующего человека», штурмовавшего небеса в поисках
смысла, не смогло пойти дальше того, что в их мире «Бог умер». Современное же
стремление обосновать секулярную религиозность свидетельствует о том, что «смерть
Бога» отнюдь не означает победы атеизма. Более того, миф о «смерти Бога» был в
сущности мифом теологическим: по меткой характеристике С. Великовского, это не
что иное, как «крайне изощренная философская ересь внутри христианской мысли XX
столетия»
12
.
В самой этой мнимой смерти уже был залог воскресения трансценденции в
христианской культуре, В неспособности признать это заключается глубокая ложь
секуляризма. По словам Кюнга, «идеология секуляризма пыталась из действительной и
необходимой секуляризации вывести безрелигиозное мировоззрение, согласно
которому должен наступить если не конец религии вообще, то, по крайней мере, конец
организованных форм религии как христианских церквей»
13
. Однако истина состоит в
том, что секулярные процессы разложили «религиозный спектр на все новые, доселе
неизвестные социальные формы религиозности, церковные и внецерковные»
14
но
не более того. Ныне этот спектр вновь начал сужаться к тому исходному пункту, из
которого все начиналось. Трудно недооценить роль бесплодных поисков «умершего
Бога» в различных чисто светских областях человеческой жизни; поисков,
закончившихся обожествлением творений рук человеческих, созданием этатистски-
сциентистских религий. Сакрализация государства и техники обернулась настоящим
кошмаром человек поклонился силам, внутренне чуждым ему. Человек поклонился
монстрам, питающимся людьми. «Машина, по словам Н. Бердяева,
дегуманизирует человеческую жизнь. Человек, не пожелавший быть образом и
подобием Божиим, делается образом и подобием машины»
15
.
Секуляризация раскрыла европейскую культуру всем соблазнам «мира сего». Но
дружба с «миром» означает не только вражду с Богом: она оборачивается рабством
«миру». Человек стал рабом темной стороны своего «Я». Абсентеизм опустошил
небеса, и за это ему пришлось платить непомерную цену: ответ на вопрос вопрос
всех вопросов, какою мерою мерить человека, остался без ответа: ответ сверху
услышан не был, а нашептывания и подсказки снизу очень скоро обнаружили свою
онтологическую лживость.
Сломать оказалось гораздо легче, чем построить новое. Новая Иерархия бытия вышла
неустойчивой все рукотворные кумиры один за другим ставили человека на колени
перед собой, но взамен не давали ему защиты. Все, буквально все в мире лишилось
последних оснований опереться было не на что, и, когда это выяснилось, логически
последний удар абсентеизму был нанесен сначала смутно бродившим в умах, а потом
все громче и громче высказывавшимся вслух подозрением (или прозрением) о том, что
«вера в достоинство человека, в неприкосновенность человеческой личности, в
равенство всех людей есть, по существу, не в меньшей степени вера в догматы, чем
вера в первородный грех или в бытие Бога; столь распространенная среди современных
людей вера в «прогресс» по общему своему характеру находится на одной плоскости с
противоположным ей по содержанию церков-но-христианским убеждением, что «весь
мир во зле лежит». И то и другое суть лишь разные догматические решения одного и
того же вопроса»
16
.
Но между новым и старым миропониманием открылась существенная разница:
раньше ищущий мог обрести источник Любви, делающей человека человеком, теперь
этого источника явлено человеку не было. Человек-скиталец бродит по лабиринту
истории; в каждом тупике этого лабиринта таятся новые ужасы чудовища,
порожденные самим человеком, убивают его десятки и сотни раз. Но вновь и вновь
ничему не научившийся и ничего не понявший человек ощупывал очередную
|