воздвигнутую им же самим стену, с нелепой и безосновательной надеждой на ее
преодолимость. А выхода из лабиринта все не было: чтобы найти его, нужно было, в
сущности, немного. Однако подрезавший себе крылья не может взглянуть на себя
сверху. Хотя только сверху видны все тупики, понятны все реальные падения и
несостоявшиеся взлеты этого беспримерного блуждания.
Какие выводы сделала религиозная критика из анализа «секулярной религиозности»?
Прежде всего ив секулярности человек встречается именно с религиозностью. Во-
вторых, несмотря на всю свою пагубность для человеческого духа, «секулярные
религии» были осмыслены и позитивно в качестве закономерного этапа
долженствующего быть замкнутым цикла «христианство богоборчество
секулярная религиозность христианство», который приобретает все более четкие
очертания в европейской по крайней мере русской культуре. Небывалые формы
отчуждения, порожденные непомерной ставкой на религию этатизма и техницизма в
деле решения «проклятых вопросов» человеческого бытия, привели европейскую
мысль к закономерному заключению: если «смерть Бога» оборачивается духовной
трагедией, а упование на всемогущество человекобожеских усилий приводит совсем не
в рай, а в бюрократически-техницистский ад, то... Многие вплотную приблизились к
этому выводу, но промыслить его до конца и в волевом усилии реализовать его
следствия не смогли. Нарушенное цело-мудрие подрывает волю. Ржавчина нигилизма
поразила души, сделав их неспособными принять единственное, что осталось
сказать «да христианскому Богу» (Г. Кюнг).
Подведем итог: наше предположение о связи «философии мертвого Бога» с
христианством имеет своим следствием признание того, что коррелятом абсентеизма
является теизм, а не атеизм, устойчивое возрождение трансцендентного, находящего
все новые и новые формы реализации в культуре Запада, позволяет сделать вывод о
переоценке секуляризационных процессов, причем не только светскими философами,
но и теологами. Анализ религиозной критики абсентеизма позволяет с уверенностью
заявить: христианская религия в эпоху секуляризации отнюдь не исчерпала всех своих
возможностей. Напротив, в определенном смысле секуляризация раскрыла перед
христианством новые возможности и новые перспективы. Апофатическое богословие
развертывается в самом историческом процессе: «Вытеснение Бога из мира дает новый
шанс вере, так как благодаря этому становится более ясным, чем Бог не является.
Выясняется, что Бог не может отождествляться с законами природы и истории» 17.
Религиозная критика абсентеизма представляет собой частный случай более широкой
историко-философской проблемы взаимоотношения традиционной христианской
мысли с новейшими течениями философского мышления. В этом диалоге со светской
философией теология, вновь обретшая уверенность в себе в начале века,
продемонстрировала наличие у нее не предполагавшихся ее критиками ресурсов
гибкости, быстроты и точности реакции. Позитивизм, психоанализ, атеистический
экзистенциализм, лингвистическая философия, прагматизм и структурализм все эти
течения, начав с вызова религиозной метафизике, в результате завязывавшегося
диалога оказывались ассимилированными религиозной мыслью. Каковы некоторые
общие принципы построения такого диалога можно увидеть на примере нашего
рассмотрения религиозной критики абсентеизма.
1.
Булгков С. Н. Свет Невечерний. Сергиев Посад. 1917. С. 12.
2.
Цит. по: Плеханов Г. В. Собр. соч. в 5-ти томах. Т. 2. С. 42.
3.
Писарев Д. И. Идеализм Платона. Спб., 1861.
4.
Герцен А. И. Избр. произв. Т. 1. М, 1946. С. 34. Впрочем, это место у Герцена
столь хорошо, что хочется продолжить цитату: «Греки думали, что вываяли все,
что находится в душе человеческой; но в ней осталась бездна требований,
|