большевизацию России он видел как ее европеизацию. Вообще Горький самый
пылкий и самый грубый наш западник. Публицистика Горького 30-х годов
кошмарное чтение, ее боятся переиздавать (даже в составе академического полного
собрания сочинений Горького, которое приостановилось именно по этой причине):
переиздать сейчас горьковские статьи того времени все равно что вывесить на
Красной площади портреты Ягоды, Ежова и Берии.
Но в то самое время, когда на страницах «Правды» и «Известий» появились его
статьи, прославляющие строителей нового мира чекистов, Горький писал роман
«Жизнь Клима Самгина». Я не хочу сказать, что это произведение художественный
шедевр (хотя первый его том относится к лучшему из написанного Горьким). Это,
однако, художественное произведение; Горький в нем снова и опять художник. Роман
этот род иронического комментария к горь-ковским статьям в советских газетах.
Опять же оговариваюсь: ничего видимо антисоветского и антикоммунистического в
«Климе Самгине» нет, но в нем зато нет и ничего советского и коммунистического.
Просто в этой вещи, как нигде у Горького, раскрывается ироническая, игровая природа
художника.
Сам герой романа в этом отношении очень интересен. Это якобы тип интеллигента-
скептика, из попутчика революции становящегося ее врагом. Горький всячески уверял
своих корреспондентов в том, что Клим Самгин нехороший человек; но он не мог
спрятать до конца одну истину о своем герое: что это его, Горького, психологический
автопортрет. Скепсис Самгина это ускользающая от определений, ироническая и,
как сказал бы Томас Манн, проблематическая природа художника. «Не верь, не верь
поэту, дева», сказал Тютчев. Горький в «Самгине» вот этот самый поэт, которому
не следует верить. Интересно, что когда появилась первая книга романа (1927), то
есть в то время, когда Горький не был еще объявлен священной коровой
«социалистического реализма», советские критики отозвались о романе примерно
так же, как пишущий эти строки, а известный тогда литератор-коммунист Федор
Гладков Написал Горькому истерическое письмо, обвинив его в предательстве всех
светлых идеалов революции. И Гладков был прав, поскольку он уловил
бессознательный мотив у Горького. Эпиграфом к можно было бы взять шекспировское
«чума на оба ваши дома». Горький уходил в «Самгина», чтобы разрушить самоотож-
дествление со статьями в «Правде», вот почему роман так непомерно длинен: это было
у Горького лекарство до конца дней, вроде инсулина у диабетиков.
Перевод тома «Самгина» на английский был озаглавлен «Свидетель», издатель
тоже ощутил эту «внепартийную» природу горьковского героя, то есть в данном случае
природу самого Горького, игровую природу художника. Не обязательно было деклари-
ровать ненависть к марксистам, достаточно было передать ее Самгину.
Клим Самгин размышляет в четвертом томе: «Моя жизнь монолог, а думаю я
диалогом, всегда кому-то что-то доказываю. Как будто внутри меня живет какой-то
чужой, враждебный, он следит за каждой мыслью моей, и я боюсь его». Это Горький
сам себя боялся: обнаруживая в себе эти бездны ненависти и презрения к нашим
культуртрегерам и европеизаторам. Главное слово в процитированном отрывке
«диалог», «бахтинское» слово. Роман Горького «Жизнь Клима Самгина» полифоничен,
в нем нет единого центра, и это не просто потому, что Горький бессознательно
ненавидел то, чему в сознании поклонялся, но и потому, что полифонична, иронична,
сомнительна и проблематична суть писательства как такового, не только
писательства Достоевского. Нельзя верить поэту потому что он сам по определению
безверен.
Я хочу тем самым сказать не только, что Бахтин был неправ, приписывая
исключительно Достоевскому общее свойство писательства, но и что литература может
|