Вы мой двойник.
X. Разве я тот, неузнанный и неприкаянный, кто не находит себя ни в чьем образе,
ни в каком месте, кто невольно, почти рассеянно, сам не в силах себя убить, толкает
другого на самоубийство, кто слоняется живым призраком в мире, где царит по-
прежнему, в силу тайной игры, среди оборотней безвременья, тень диктатора,
опочившего тысячу лет назад? Как могу я, как могут другие присутствовать в вашем
сне, оставаясь в том-то и дело! за пределами вашего отсутствия, которое
именуется у вас «мелочами жизни»? Ваша фантасмагория записывает в эту категорию
всех и вся, вплоть до «постной и плоской» тени; но вот всех-то как раз, порознь и
вместе, вам, слава Богу, не удалось не получается! заполучить в ваши сети.
Да ведь сети-то не мои: ни в ночи, когда зоркий или ясновидящий сон гуляет в
зыбкой скорлупке моего затонувшего тела...
X. Тело ваше, а сон наш?
... ни средь бела дня, когда, чуть всплывет оно на поверхность, перед ним
вырисовывается тело сна, уносимое в те же, без конца и без края, просторы, которые
однажды ночью, тысячу, может быть, лет назад, поглощенные этой, иной ли бездной,
его вызвали к жизни. Это значит...
X. Значит ли это, что беспредельный ночной океан избрал, призванных много!
именно вашу скорлупку, ваш скудельный сосуд*!
...это значит, что, если и есть тут какая-то западня, ее строит наш общий мелочь к
мелочи** мир, который сам расставляет сети, чтобы неминуемо в них угодить.
* Даже у Юнга, который, правда, не спящее тело, а лишь само сновидение
сравнивает с несущимся парусником, где от паруса до киля сознательное постепенно
переходит в бессознательное, а тем самым отчасти и в праобразно-энерге-тические
«сны человечества», наш сон, однако, как правило, по происхождению субъективен,
и он «почти всегда о нас или через нас».
** Либо по-пастернаковски: подробность к подробности. Что, конечно же, никак
не согласуется с недоверчивым и неразличающим скептицизмом Монтеня («спящие,
мы бодрствуем и, бодрствующие, спим» потому что, мол, в обоих случаях равно
полуслепы), а, напротив, предполагает в известных случаях, как, например, «наверху
бабочкина блаженства», предельную хотя и не чисто зрительную или не
зрительную вовсе дифференциацию.
Так что дело теперь за его двойником за мной и за вами, за теми «нами», которые
снятся ему «всем миром»; покуда нам чудится, что мы вовне, всякий по-своему, всякий
различно, мир наш единственный, в немоту провалившийся мир к нам взывает из
собственной западни. Он зовет голосом таким далеким, так причудливо-странно
сквозь неузнаванье знакомым! И зовет, завораживает с такой силой, что в конце
концов не избежать никому его пристальных взглядов, пронизывающих зрачков, его
серо-стальных и стриженных коротко, его косичек, всклокоченных косм, палых
листьев, веревочных лестниц, его шинелей, трибун, его Сталиных... всегда тех же
самых, неразличимых, но всегда тем не менее ждущих в темной ловушке (где, как у
Пастернака, все они подобья) различения в слове ответного голоса.
X. Неужели вы не замечаете, куда заносит вас безудержная лирика? Немножко
серьезности! Вы все же, надеюсь, не принимаете себя за нового Даниила или Исайю...
Пророков? Но есть лишь один Исайя, один Даниил... X. Поскольку вы все тут
толкуете о двойниках...
... которые различают и распознают, никогда ни в чем не повторяясь!
|