Скончался П. А. в собственном доме, окруженном садом, в котором покойный охотно
работал. Незадолго перед смертью он праздновал с женой, специалисткой по биологии,
золотую свадьбу. Родился П. А. в январе 1889 г. в крестьянской семье, притом в одном
из самых глухих уголков Европейской России, в той части Вологодской губернии,
которая ныне стала именоваться автономной республикой Коми (зырян). Редкая,
завидная судьба! Она напоминает судьбу Ломоносова, который также родился на
крайнем севере России, в Хол-могорах, в Архангельской губернии, также в
крестьянской семье. Об этом я уже писал в «Новом журнале», кн. 79 *. В этой статье я
не буду говорить о биографии Сорокина, а вкратце обрисую вклад Сорокина в ту
науку, которой он посвятил жизнь, а именно в теоретическую социологию. Прежде
всего П. А. дал этой науке определение, которое было принято чуть ли не всеми.
* В кн. 79 статья, на которую ссылается Н.С. Тимашев, отсутствует.
Данная статья помещена в кн. 74 (см. с. 455460 настоящего издания).
По его определению, социология есть наука об обществе, занимающаяся теми
свойствами общества, которые проявляются во всех видах бытия и изменения
общества, а также соотношением между отдельными видами, напр., политическим и
экономическим. Это определение навеяно трудами проф. Л. Петражицкого, взгляды
которого Сорокин сохранил до самого конца своей научной деятельности.
Петражицкий утверждал, что если сам объект изучения состоит из п видов, то
необходимо построить п-\-1 теорий, из которых п будет покрывать каждый из видов, и
п + 1 -и теорию, которая их объединит. Это отнюдь не означает, что социология
стоит выше наук об отдельных видах общественных явлений, как учили некоторые
ранние социологи. Социология не выше, например, экономики или криминологии (т.е.
науки о преступлениях и наказаниях).
Итак, перед Сорокиным, как и перед другими социологами, стояла задача установить
элементы, и, следуя за Зиммелем, одним из выдающихся немецких социологов конца
XIX века, Сорокин признал необходимым элементом каждого социального явления
взаимодействие, которое он определил так: взаимодействие дано, если действие А
значительно или ощутительно влияет на поведение Б; это последнее может влиять на
важнейшие действия А, но это не обязательно. Взаимодействие может проявляться в
действиях нескольких лиц, иными словами, привести к образованию целых цепей.
Если взаимодействие между несколькими лицами часто повторяется, то можно
сказать, что эти лица образуют социальную группу, кратковременную или длительную.
Отдельные группы обнаруживают тенденцию сливаться в более или менее прочные
конгломераты, которые мы называем системами. Система очень общее научное
понятие, которое может быть приложено не только к развитым социальным группам,
но и к идеям, например, система римского права, но такие системы в социологии
изучаются лишь в отдельных случаях.
Общества, из которых слагаются системы, могут быть организованы,
неорганизованы, дезорганизованы. Каждое организованное общество несет какой-
нибудь «центральный» смысл или ценность; эта последняя часто сводится к «идее».
Центральное ядро непременно состоит из логически согласимых предложений. Нормы,
о которых тут говорит Сорокин, почти всегда начинаются «правовыми». Здесь опять
чувствуется влияние Л. Петражицкого, крупного русско-польского ученого, которое
осталось у Сорокина до самого конца.
Культура, понятие, которому Сорокин отдал много труда, есть совокупность всего
сотворенного или признанного данным обществом на той или другой стадии его
развития. Некоторые культурные системы независимы от признания их; простейшим
примером может служить 2X2=4. Другие зависят от признания (напр., разные
|