физические теории). Многие системы могут быть объективированы, т. е. выражены в
форме, понятной многим. Наконец, отдельные системы могут стать «социально-
культурными», т. е. действенными в человеческих взаимоотношениях.
Главным свойством социально-культурных систем является тенденция к
объединению в системы высших рангов, в которых отражаются смыслы и ценности
отдельных систем. Такие системы Сорокин называет «сверхсистемами», которые по
необходимости связаны с теми или другими населениями. К сожалению, Сорокин не
дает определения термину «население». Но он утверждает, что всякая сверхсистема
может быть разложима на пять следующих систем: язык, религия, искусство, этика,
наука. Но «сверхсистема» не совпадает с совокупностью культурных ценностей,
принимаемых данным населением. Кроме систематизированных элементов,
наблюдаемых в данном населении, в культуре данного общества попадаются пучки
смыслов (идей) и ценностей, несог-ласлмых с господствующей сверхсистемой. Так,
например, в России начала 19-го века господствовала культура, которую можно было
бы, по следам Уварова, именовать православной и самодержавной, но уже тогда
появлялись ростки атеизма и вера в демократию.
Термин «система», как уже было сказано, применяется Сорокиным для обозначения
целого, состоящего из простых единиц, притом сохраняющих частичную автономию.
Кстати, определения не всегда удавались Сорокину, как и другим ученым. Так, напр.,
война определяется Сорокиным как схватка двух сил, стремящихся победить одна
другую. На этой почве трудно построить убедительную теорию войны. Да и сам
Сорокин не пользовался в своей «социальной и культурной динамике» таким определе-
нием.
Весьма значительно и убедительно Сорокинское построение типов культуры. На
основе внимательного изучения классической (т. е. греко-римской) культуры и
европейской культуры за два тысячелетия, Сорокин пришел к выводу, что основных
типов культуры только два идейный и чувственный. Первый тип налицо, если
носители данной культуры основывают свои воззрения на господствующих идеях, хотя
бы весьма примитивных; второй чувственный тип, если большинство носителей
культуры обращает главное внимание на осязаемые чувствами предметы. Между этими
двумя основными типами обнаруживается два переходных типа. Один из них Сорокин
назвал идеалистическим (лучше было бы назвать гармоническим, чтобы не вызвать
смешение с идейным). Этот промежуточный тип характеризуется как сочетание двух
основных типов, иными словами, слияние обоих элементов в целое, в котором
признается значение и идей и чувственно осязаемых предметов. Образцами этого типа
можно считать Золотой Век древней Греции (приблизительно с V по IV век до Р. X.), а
позже Ренессанс. Другой промежуточный тип характеризуется присутствием
элементов обоих основных типов, однако противостоящих друг другу; таковым было
состояние Европы в первые века по Р. X., когда ростки христианства противостояли
все еще сильному язычеству.
Сорокинские типы не проявление какой-то страсти к классификации. Эти типы
оказываются «адекватными», т. е. подходящими для формулировки основной теории
культурной и социальной динамики. В 4-томном труде Сорокина, так озаглавленном,
теории волнообразного изменения культур от идейного типа к гармоническому, а
иногда смешанному типу и дальше к чувственному типу, а через некоторое время
обратное движение к старому идейному типу, обыкновенно проходят через смешанный
тип. Критики Сорокина утверждали, что он присоединяется к тем мыслителям, которые
утверждают, что «история повторяется». Сорокин с полным основанием отвергает
такое толкование своих мыслей. Повторяются лишь центральные темы культур,
которые, однако, осуществляются в весьма разнообразных культурах в зависимости от
различных состояний таких ее элементов, как психика или религия. Сорокин заявляет,
|