что он не ручается за справедливость своей теории в отношении культур, оставленных
вне поля его зрения при построении своей теории. Но он полагает, что его теория
«волнообразного движения культур» применима к культурам египетской, индийской,
китайской, в которые он делает краткие экскурсы. Только при более тщательном
изучении этих культур можно будет сказать, покрывает ли их его теория.
Но почему же движутся, т. е. изменяются культуры? Сорокин отвечает: культуры
движутся имманентно, т. е. силами, в них заложенными, а не посторонними факторами,
на которых строили свои теории эволюционисты. Культуры изменяются, потому что
такова их природа. Носители культуры стремятся развить заложенные в ней силы и
доводят их до такого предела, что дальше идти некуда при данном состоянии
техники, науки, религии и т. д. Тогда культура останавливается, а носители ее поневоле
обращаются к другим принципам. Но их только два идеи или материальные
предметы; один из них представляется исчерпанным и приходится обращаться к
другому.
На почве своей теории Сорокин предсказывает, что культура наших дней близка к
«чувственному» пределу и что ей придется остановиться и начать двигаться в
направлении к идейной культуре. Но так как движение «культуры» медленно, то никто
из ныне живущих людей не доживет до времени, когда можно будет сказать,
оправдались ли эти его предсказания (как, напр., оправдалось его предсказание,
сделанное очень давно, что наше время будет богато войнами и революциями).
Стоит сказать несколько слов о мнении Сорокина о своей социологии. Он называет
ее «интегральной», т. е. пользующейся всеми источниками познания и наблюдения, и
рациональными выводами из них и «интуицией»; или сверхчувственным познанием,
которое он отождествляет с верой, что сомнительно, т. к. вера предполагает признание
какого-то авторитета, считающегося незыблемым (как христиане делают со
Священным Писанием); Сорокин ничего подобного не делает.
В этой статье я кратко обрисовал то новое, что внес Сорокин в науку, которой он
посвятил свою жизнь. Кроме того, Сорокин внес свои идеи, часто поправки, в разные
отрасли социологии, напр., в учение о социальных классах и о передвижении людей из
одного класса в другой.
Можно быть уверенным, что имя Сорокина прочно войдет в историю социологии.
Вероятно, его имя будет поминаться наряду с основателями социологии О. Контом и Г.
Спенсером и ее главными двигателями после них, напр., Э. Дюркгеймом и Максом
Вебе-ром. Среди нынешних социологов нет ученого столь же высокого ранга, как П. А.
Сорокин.
П. А. Сорокин. РЕЦЕНЗИЯ
на книгу 3. Лилина. От коммунистической семьи к коммунистическому обществу.
Госуд. изд-во. Петроград, 1920, 104 стр. Ц. 40 руб.
Данная книга представляет популярный курс того, что одни называют «историей
культуры», другие «генетической социологией». Как и ряд других аналогичных
работ, она содержит в себе попытку схематического изложения основных этапов
развития общественных форм человечества. Сообразно с этим заданием в ней мы
находим: характеристику т. н. «первобытного общества», патриархально-родовой
общины, феодального общества, общества мелкобуржуазного, эпохи торгового
капитала, промышленного капитализма (в мануфактурный и машинный периоды);
заканчивается книга описанием диктатуры пролетариата и коммунистического
общества. Основная линия эволюции человечества в том виде, как ее понимает автор,
точно выражена в заглавии книги: это переход от первобытной коммунистической
|