(диспаратные) места сетчаток, то это вызывает либо стереоэффект (стереоскопичность изображения),
либо двоение изображений - в зависимости от степени диспарантности, или бинокулярного параллакса.
ЗРЕНИЕ ПРОСТРАНСТВЕННОЕ (зрение глубинное) - восприятие зрительное трехмерности
пространства. При этом выделяются два основных класса операций перцептивных, обеспечивающих
константное восприятие: одни позволяют оценивать удаленность предметов на основе бинокулярного и
монокулярного параллакса движения, другие - оценивать направление. Особенности зрения
пространственного обусловлены:
1) его бинокулярными факторами (стереопсис) - существенно зависимыми от врожденной
организации аппарата зрительного;
2) его монокулярными факторами, связанными с прошлым опытом, - такими как монокулярный
параллакс, линейная и воздушная перспектива, наложение ближних предметов на отдаленные. В зрении
пространственном различаются:
1) восприятие относительной удаленности видимых предметов по взаимным отношениям;
2) восприятие абсолютной удаленности предметов от наблюдателя. В основном зрение
пространственное обеспечивается врожденными операциями, но их окончательное оформление
происходит за счет обретаемого жизненного опыта практических действий с предметами.
ЗРЕНИЕ МЕЗОПИЧЕСКОЕ (зрение сумеречное) - является промежуточным между дневным и
ночным.
ЗРЕНИЕ СКОТОПИЧЕСКОЕ (зрение ночное) - обеспечивается посредством палочкового
аппарата; при этом воспринимаются только цвета ахроматические, зато светочувствительность весьма
высока.
ЗРЕНИЕ ФОТОПИЧЕСКОЕ (зрение дневное) - обеспечивается посредством колбочкового
аппарата, за счет чего появляется возможность цветоразличения.
ЗРЕНИЕ ЦВЕТОВОЕ
- способность различать отдельные поддиапазоны электромагнитного
излучения в диапазоне видимого спектра (369-760 нм.). Для ее объяснения была предложена теория
зрения цветового трехкомпонентная, согласно коей предполагается, что в зрительной сетчатке
существуют три вида рецепторов, избирательно реагирующих соответственно на цвет красный, зеленый
и синий. Сигналы, поступающие от периферических отделов системы зрительной, в ее высших отделах
принимаются спектрально чувствительными нервными клетками, кои возбуждаются при действии
одного из цветов спектра и тормозятся при действии другого.
_И_
ИАТРОГЕНИЯ (ятрогения) - возникающие в результате неправильных действий врача,
оказавшего на клиента ненамеренное внушающее воздействие (например, неосторожным
комментированием особенностей заболевания), неблагоприятные изменения психического состояния и
психогенные реакции, способствующие появлению неврозов. Синоним - болезнь внушенная.
ИГРА
- активность индивида, направленная на условное моделирование некоей развернутой
деятельности. Для человека - форма деятельности в условных ситуациях, направленная на воссоздание и
усвоение общественного опыта, фиксированного в социально закрепленных способах осуществления
действий предметных, в предметах науки и культуры. Играми называются и некоторые формы
жизнедеятельности животных. Появление игры в процессе эволюции животного мира обусловлено
усложнением видовой жизнедеятельности и необходимостью усвоения опыта видового сообщества
молодыми животными. Впервые немецкий ученый К. Гросс отметил, что игра и животных, и детей
имеет упражняющую функцию: игра характерна именно для тех животных, у коих поведение не сводится
лишь к автоматической реализации инстинктивных актов и коим требуется вариативное
приспособление к изменчивым условиям существования. Игра в этом случае служит для
предварительного приспособлении инстинктов к условиям будущей жизни. В той же степени и детская
игра, возникающая в ходе исторического развития общества, заключается в воспроизведении детьми
действий и взаимоотношений взрослых. В индивидуальном развитии ребенка игра становится
деятельностью ведущей в возрасте дошкольном; именно в связи с ее развитием совершаются самые
важные изменения в психике ребенка и происходит подготовка к переходу на новую ступень развития.
|