В игре как особом виде общественной практики воспроизводятся нормы человеческой жизни и
деятельности, подчинение коим обеспечивает познание и усвоение предметной и социальной
действительности, а также интеллектуальное, эмоциональное и нравственное развитие личности. У
детей возраста дошкольного игра - ведущий тип деятельности. Игры изучаются в психологии,
этнографии и истории культуры, в теории управления, педагогике (-> игра деловая) и других науках.
Отличительные признаки развертывания игры - быстро меняющиеся ситуации, в коих оказывается
объект после действий с ним, и столь же быстрое приспособление действий к новой ситуации. В
структуру игры детей входят:
1) роли, взятые на себя играющими;
2) игровые действия как средство реализации этих ролей;
3) игровое употребление предметов - замещение реальных предметов игровыми, условными;
4) реальные отношения между играющими. Единица игры и в то же время центральный момент,
объединяющий все ее аспекты, - роль. Сюжетом игры предстает воспроизводимая в ней область
действительности; содержанием игры выступает то, что воспроизводится детьми как главный момент
деятельности и отношений между взрослыми в их трудовой и общественной жизни. В игре происходит
формирование произвольного поведения ребенка, его социализация. Характерная особенность игры - ее
двупланность, присущая также драматическому искусству, элементы коего сохраняются в любой
коллективной игре:
1) играющий выполняет реальную деятельность, осуществление коей требует действий,
связанных с решением вполне конкретных, часто нестандартных задач;
2) ряд моментов этой деятельности носит условный характер, что позволяет отвлечься от
реальной ситуации с ее ответственностью и многочисленными привходящими обстоятельствами.
Двупланность обусловливает развивающий эффект игры.
ИГРА: РАЗВИТИЕ / ВОЗРАСТ ДОШКОЛЬНЫЙ
(развитие игры в дошкольном возрасте)
процесс, в коем игра ребенка обретает форму научения социального. Бели в возрасте дошкольном
младшем в игре воспроизводятся прежде всего действия предметные людей, а направленность на
партнера или на развитие сюжета минимальны, то в возрасте дошкольном среднем в центр игры
начинают перемещаться отношения между людьми. Формируется игра ролевая, достигающая расцвета в
4-5 лет. В возрасте дошкольном старшем в игру входит контроль выполнения правил, обусловленных
взятой на себя ролью.
ИГРА ДЕЛОВАЯ
- форма воссоздания предметного и социального содержания
профессиональной деятельности, моделирования систем отношений, характерных для данного вида
практики. Проведение игры деловой - это развертывание особой (игровой) деятельности участников на
модели имитационной, воссоздающей условия и динамику производства. В зависимости от того, какай
тип человеческой практики воссоздается в игре и каковы цели участников, различаются игры деловые
учебные, исследовательские, управленческие, аттестационные. Истоки игры деловой прослеживаются
вплоть до магических обрядов первобытных людей; ее непосредственный предшественник - игра
военная, зародившаяся в XVII в. Первая управленческая игра («организационно-производственное
испытание») была разработана и проведена в СССР в 1932 г. Но серьезного развития игра деловая тогда
не получила и возродилась лишь в 1957 г. в США, где была проведена с использованием компьютера.
Ныне игры деловые широко распространились в связи с задачами совершенствования управления,
принятия плановых и производственных решений, подготовки и повышения квалификации кадров.
Учебная игра деловая позволяет задать в обучении предметный и социальный контекст будущей
профессиональной деятельности и так смоделировать более адекватные в сравнении с традиционным
обучением условия формирования специалиста. В этих условиях:
1) усвоение нового знания накладывается на канву будущей профессиональной деятельности;
2) обучение обретает совместный, коллективный характер;
3) развитие личности специалиста реализуется в результате подчинения двум типам норм:
нормам компетентных действий предметных и нормам социальных отношений коллектива. В таком
«контекстном» обучении достижение дидактических и воспитательных целей слито в одном потоке
социальной по природе активности обучающихся, реализуемой как игровая деятельность. Мотивация,
интерес и эмоциональный статус участников игры деловой обусловливаются широкими возможностями
|