2) психотерапия групповая в условиях деятельности совместной, в различного рода
психогигиенических клубах;
3) психотерапия игровая.
Психотерапия групповая заболеваний психических необходима для реабилитации больных; она
сочетается с трудотерапией, лечением занятостью, развитием самодеятельности и самоуправления в
группах больных. Ее теоретическую базу за рубежом составляют различные течения динамики
групповой (К. Роджерс, Дж. Морено и пр.). Отечественная психотерапия групповая строится на основах
психологии социальной, рассматривающей психотерапевтическую группу как многоуровневую
структуру отношений межличностных.
ПСИХОТЕРАПИЯ ДЕСЕНСИБИЛИЗАЦИОННАЯ (психотерапия систематической
десенсибилизацией) - форма психотерапии поведенческой, нацеленная на снижение эмоциональной
восприимчивости относительно некоих ситуаций. Разработана Дж. Вольпе на базе экспериментов И. П.
Павлова по обусловливанию классическому. Базируется на предположении, что при фобии происходит
генерализация аффекта, причем эмоциональное переживание страха связывается с первоначально
нейтральными признаками тех ситуаций, кои зародили страх. Из этого формулируется
психотерапевтическая цель - добиться угашения рефлекса условного, в качестве коего выступает
переживание страха на объективно нейтральные стимулы, путем связывания этих стимулов с приятным
подкреплением.
Процедура психотерапии десенсибилизационной состоит из нескольких этапов. На первом этапе
клиент обучается методике глубокого расслабления - посредством гипноза или наркотизации (=>
релаксация). На втором этапе терапевт и клиент составляют так называемый «лист иерархии страхов», в
начале коего указывается ситуация или предмет, вызывающая наименьший страх, в конце - наибольший,
с промежуточными 8-15 ситуациями. На третьем этапе начинается собственно тренировка
десенсибилизации. При этом клиенту в состоянии полного расслабления предлагается мысленно
воспроизвести такую ситуацию, что вызывает у него минимальный страх, и постараться «вжиться» в
нее. Таким же образом прорабатываются все позиции «листа иерархии страхов».
Когда этот метод применяется для маленьких детей, в качестве положительного подкрепления
используется не расслабление, но, например, возможность поиграть с другими детьми, ласка взрослого,
лакомства. А пугающие ситуации проигрываются сценически или предъявляются на картинках.
Метод особенно эффективен, когда можно достаточно точно определить ту ситуацию или
предмет, где произошла фиксация страха (или стыда).
ПСИХОТЕРАПИЯ ИГРОВАЯ -> терапия игровая.
ПСИХОТЕРАПИЯ ИНТЕРАКТИВНАЯ
- метод психотерапии глубинной (=> психология
глубинная), условием коего является достижение участниками состояний сознания измененных.
Терапия проходит в несколько этапов:
1) предварительное обучение - когда вырабатываются навыки работы с внутренней реальностью
как в обычных, так и в измененных состояниях сознания;
2) реальные погружения в состояния сознания измененные - когда проводится активная
рефлективная работа с последующим анализом и коррекцией использованных интерактивных стратегий;
3) использование навыков интерактивной рефлективной работы - в обычном состоянии
сознания в повседневной жизни.
Для погружения в состояния сознания измененные можно использовать: интенсивное дыхание;
медитативную практику (-> медитация); гипнотическое воздействие а также естественные состояния
сновидные - до сна или сразу после него.
Эта техника основана на модели психики, выделяющей две основные инстанции: сознательное Я
и структуру бессознательного: они должны вступить во взаимодействие - для полной интеграции,
приводящей к новому интерактивному мышлению и восприятию внутренней реальности.
ПСИХОТЕРАПИЯ КОГНИТИВНАЯ
- метод психотерапии, разработанный А. Т. Веком.
Основан на отработке оптимальных приемов оценивания и самооценивания. В качестве базы метода
выступает утверждение, что познание является главной детерминантой появления некоих эмоций, они
же - в свою очередь - определяют смысл целостного поведения.
|