всячески третирует. Мазохиста, конечно, не могут исправить телесные наказания,
совпадающие с его извращенными вожделениями. "Исповедь" Руссо это исповедь
мазохиста. Поэтически-романтические представления у мазохиста причудливо
сочетаются с половыми ощущениями, причем его умственному взору представляется
прекрасная женщина, являющаяся его повелительницей и властно распоряжающаяся им
покорно и рабски любящим, преданным и готовым на все. Нормальное совершение
полового акта не интересует мазохиста, не возбуждая в нем никакого
сладострастного ощущения, и, во всяком случае, нуждается в соответствующих
мазохистских представлениях. Мазохисты заставляют иногда проституток сечь и
топтать их ногами. В этом случае они носят название флагеллянтов. Некоторым
мазохистам сладострастное ощущение свойственно при представлении, что женщина
режет их или даже убивает. Вместо сношений с женами, они заставляют последних
брить их, что связано для мазохиста с переживанием определенного цикла
мазохистских идей. При наличности достаточного количества средств, мазохисты
инсценируют сложные спектакли, в которых они являются перед лицом властных
женщин, унижающих их в качестве подсудимых, связывающих их голыми и
приговаривающих мазохиста к смерти. Воображение одной только такой картины
достаточно для мазохиста, чтобы возбудить у него сладострастие.
Краффт-Эбинг вполне основательно замечает, что странные фантазии
известного французского поэта Бодлера, изображающего свой труп висящим на
виселице на острове Цитере и расклевываемым птицами (см. Baudelaire "Fleurs du
mal", "Un voyage a Cythere"), что фантазии эти базируются на сочетаниях садизма
с мазохизмом, связанных поэтому с своего рода пассивно-половой некрофилией (см.
ниже) к самому себе. Он выбирал себе для совершения полового акта наиболее
противных женщин каких угодно рас, как китаянок, негритянок, карлиц, великанш и
рядом с ними наиболее манерных новых женщин, представляя собою вообще
патологическую натуру. Случай Гаммонда, приведенный Краффт-Эбингом, является в
этом смысле наиболее типичным:
X., представляющий собою образцового мужа и отца нескольких детей, время
от времени подвержен припадкам, побуждающим его отправляться в дом терпимости,
где он выбирает двух-трех крепко сложенных девиц и запирается с ними. Обнажив
совершенно верхнюю часть тела, он ложится, закрывает глаза, скрещивает руки и
заставляет проституток топтать каблуками его голую грудь, шею и лицо. Часа через
два он чувствует себя вполне удовлетворенным, причем самочувствие его тем лучше,
чем жесточе с ним обходились его истязательницы. Он одевается, потирает свои
синяки и удаляется, чтобы через неделю-другую явиться сюда снова для повторения
этой дикой манипуляции.
Краффт-Эбинг видит "замаскированный мазохизм" в тех случаях фетишизма,
когда, в зависимости от фетиша, обусловливающего половое влечение, есть
основание предполагать, что ощущается потребность в унижении перед женщиной.
Таков фетишизм обуви и ноги. Сладострастие возбуждается у такого фетишиста,
когда его топчут женские ноги и ботинки. Башмачок хорошенькой женщины вызывает у
него сладострастие. Некоторые субъекты вколачивают себе в обувь гвозди таким
образом, что они проходят через каблук насквозь и, причиняя боль, вызывают
ощущение сладострастия. Возбуждение обусловливается у них вследствие одного
только прикосновения к половому члену женских ботинок. На мазохиста могут
действовать возбуждающе даже женские выделения, в чем признался мне лично
человек вполне религиозный, который склонен был приписывать свою извращенность
собственной греховности. Он, между прочим, женился, думая таким способом
избавиться от своей навязчивой идеи, но оказался импотентным.
Женщине мазохизм свойственен не так, как мужчине, а главным образом в
области их нормальных половых чувств, соответствуя их пассивной роли. Женщине
нравится муж сильный, повелительный, решительный. Ясно выраженных форм мазохизма
у женщины почти не встречается.
Религиозный экстаз факиров и флагеллянтов совпадает с мазохизмом по
аналогии, так как и здесь представляется, что мученичество откроет врата рая,
сделает угодным богу и проч., что и обусловливает восторженное состояние.
И в мазохизме может иметь место половое извращение, при котором влечение
направлено на свой же пол. Я знал одного господина, который испытывал
сладострастные ощущения лишь благодаря полученной порции побоев, причем, еще
будучи мальчиком, он всячески старался подвернуться под наказание, доставлявшее
ему удовольствие (как Руссо). Драки вызывали у него эрекцию с эякуляцией, причем
он всю жизнь свою не знал ни других половых раздражений, ни половой любви.
в) Фетишизм (возбуждение сладострастия, благодаря созерцанию какой-нибудь
|