Navigation bar
  Print document Start Previous page
 176 of 268 
Next page End  

настолько импонирует толпе, что она идет вслед за ним, экзальтированная и
загипнотизированная, подчиняя свою волю и свои поступки желаниям и прихотям
психопата. С безумием в этих случаях весьма часто сочетается и самый низменный
эротизм, прикрытый, однако, религиозным экстазом и не обнаруживаемый
окружающими, которые убеждены в чистоте всего их окружающего, ибо в этом же
убежден и сам увлекший их психопат. У нормального человека чувство всегда
главенствует над рассудком. Изображенные же выше личности и воздействуют,
главным образом, на чувство, причем главными, непосредственно воздействующими
факторами являются молниеносный взор, убийственный тон, но отнюдь не содержание
сбивчивых, невнятных речей и непонятных учений. На этой почве и происходят
довольно часто все эти увлечения пророками и мессиями небольшого калибра,
святыми девами, а также и душевные расстройства, носящие названия инфекционных
психозов (folie adeux trois quatre). В зависимости от некоторой доли
организованности в деятельности пророка, а также от большей или меньшей
невежественности его последователей происходит быстрое увеличение числа
последних, обусловливая собою возникновение всевозможных сект и общин. Собрания
этих сект нередко завершаются половыми оргиями, разумеется, на почве
религиозного экстаза. Но у более культурных народов пророческая деятельность
такого мессии не успевает пустить глубоких корней, так как его большей частью
быстро, в силу необходимости, приходится на некоторое время поместить в
психиатрической лечебнице. В наше время такие пророки не останавливаются,
благодаря общедоступности печатания, перед печатной пропагандой своего учения (и
делают это при худших обстоятельствах даже на свой счет). У меня имеется не
малое количество такого рода произведений, полученных мною непосредственно от их
авторов. Очевидно, их преследовало опасение, что они будут сочтены за людей
ненормальных. В подавляющем большинстве им сделано откровение (по их бредовому
представлению) самым богом, причем они уполномочены быть его представителями.
Нет недостатка и в сопутствующих эротических элементах. Один психиатр определяет
в своем печатном произведении свои половые чувства в качестве "психосексуального
контакта через действие на расстоянии!" Другой дал богу наименование I. га. гу.
и руководителя планет, которые являются мужскими и женскими существами. С такими
проявлениями часто приходится сталкиваться в психиатрии, и они уясняют нам
следующее:
В тех случаях, когда данная личность не представляет собою помешанного в
окончательной форме, а только так называемого "полупомешанного" или истеричного,
причем этот субъект от природы одарен умственно, дело может принять совершенно
иной оборот. При наличности у него сильной логики, что встречается нередко в
таких случаях, она в связи с бредовыми иллюзиями, способна принять такие формы,
которые будут в состоянии воздействовать не на "нормальных только овечек", но и
на культурных в большей или меньшей степени людей. У данного субъекта, рядом с
психологическими односторонними представлениями, могут возникнуть и
общечеловеческие возвышенные идеалы. История дает нам примеры таких личностей,
которые, таким образом, как выясняется, представляли собою не больше, как
патологические натуры. Основным элементом их учения все же являлось сплетение
религиозных начал с эротическими представлениями. Такая категоря людей и
представляет собою переходную ступень от безнадежно психопатических новаторов к
гениальным личностям, обладающим, однако, нормальным душевным равновесием.
Вообще же есть масса переходных ступеней между умственной ненормальностью, с
одной стороны, и гениальностью — с другой, что обусловливает всевозможные
толкования иногда противоположного свойства. Если гений и бывает иногда
патологической натурой, то это ни в коем случае не дает права на поспешное
заключение, сводящееся к тому, что всякий гениальный оригинальный субъект
считается "ненормальным, хотя бы в силу того, что он не считается с шаблонами,
не признает рутины и стремится проложить самостоятельные тропы в области
мышления. Приведем здесь несколько примеров. Я убежден, что Жанна д'Арк
(Орлеанская дева) представляла собою гениальную истеричку, которая находилась
под непосредственным воздействием собственных галлюцинаций. Восприняв всеми
своими чувствами печальное состояние любимой родины и находясь под владычеством
тайных голосов, являвшихся ей в многочисленных видениях, она — экзальтированная
и верующая — повела Францию к успешной войне за освобождение. Обстоятельства ей,
в свою очередь, благоприятствовали. С другой стороны, констатировано, что
нравственность ее была выше всяких сомнений, причем на допросе инквизиции она
рядом с ясным рассудком обнаружила и высоко-этические чувства. Ее любовь могла
вылиться в экстатически-религиозное увлечение или же трансформироваться в
Hosted by uCoz