Navigation bar
  Print document Start Previous page
 177 of 268 
Next page End  

преклонение перед ее собственной миссией, что вообще свойственно женщинам.
Томас Бекст представляет нам образец того, как могло совершиться внезапное
превращение светского человека в аскетическое духовное лицо (разумеется, внешняя
причина заключалась в назначении его архиепископом), причем, будучи другом и
слугою английского короля, он сделался его энергичным противником. И здесь мы
сталкиваемся со случаем самовнушения истерической личности, способного объяснить
такие резкие противоположности. Мормонский пророк Смит, без сомнения, соединял
религиозные представления с эротизмом, что и сказалось на полигамной организации
основанной им секты.
Половые отношения занимали видное место и в учении Магомета, которому не
чужды были видения. Апостол Павел был духовидцем, и Паскаль, Руссо, Наполеон не
лишены были патологических особенностей в характере, что особенно проявлялось у
Руссо в его половой области...
Половой вопрос не соприкасается непосредственно со всеми этими явлениями,
но нам желательно было объяснить столь крупное влияние этих людей на людей и на
историю. Половые воззрения таких лиц, отличаясь явной несообразностью, все же
привлекают внимание, как мы это видим на примере Толстого. Если с такою
личностью происходят неожиданные превращения с переходом из одной крайности в
другую, то это может быть объяснено только действием внушения или самовнушения у
лица с предрасположением к истерии на почве аффектов (см. главу IX).
Некоторые действия истерических людей и душевно-больных вполне определяют
их ненормальности и в половом отношении. Не подлежит, например, сомнению, что
римские императоры Нерон, Тиверий, Каракалла были садистами, и мучения их
многочисленных жертв доставляли им половое наслаждение. История дает нам примеры
садисток в лице Валерии Мессалины и Катерины Медичи. Известно, что последняя,
прикрываясь религиозными мотивами, была вдохновительницей устройства
Варфоломеевской ночи и вкушала удовольствие от созерцания убийства гугенотов.
Мы можем проследить также и наличность мазохизма, представляющего основу
полового миросозерцания данной личности, возвышающейся над средним человеческим
уровнем (Руссо), или же всевозможных сект, как факиры, флагелянты и т. д.
Мы можем, стало-быть, в зависимости от половых чувств данного пророка или
основателя религиозного учения, определить и его религиозное нововведение, а
также и базирующееся на нем нравственное учение. Обнаруживается поэтому нередко,
что индивидуально различные чувствования должны подчиниться таким установленным
деспотическим догмам, которые истязают в продолжение многих веков людей, чувства
которых настроены совершенно иначе.
В каждой из религий обнаруживается идеализированный эротизм, или же
идеализм, обвеянный эротизмом. Соломоновская Песнь Песней, подобно другим
религиозным объектам, предварительно являлась светским творением, будучи и
оставшись произведением чисто эротического характера, хотя ее и умудрились
превратить в аллегорию Христа и христианской церкви. Известна пародия Гейне на
Песнь Песней, написанная в едкой, но фривольной форме. Что касается строгих
аскетов, неуклонно стремящихся к "умерщвлению плоти", то здесь нередко имеет
место самое безобразное лицемерие. Таким образом, духовные лица, энергично
проповедующие высшей формы аскетизм, оказываются в интимной жизни своей
грязнейшими развратниками. Осуждению тут не должно быть места, так как сила
страсти слишком велика, а ярмо догмы слишком тяжело, чтобы человек всегда был в
состоянии не считаться с такими двумя факторами, действующими в одном
направлении. Разумеется, должна быть принята во внимание и возможность душевной
ненормальности. Половая жизнь лишь выиграет в свете науки, так как не будет
больше места лицемерию у людей, здоровых духом, люди же ненормальные скорее
будут доступны для детального изучения.
Обращаясь к гражданской жизни, мы и здесь часто видим сплетение религии с
половыми представлениями и проявлениями, выражающееся, например в религиозной
брачной обрядности, свойственной многим народам. Нередко религиозная
мечтательность, появившаяся более или менее неожиданно, служит прямым следствием
разочарования в любви или любовной неудачи. Религиозность мы разумеем здесь,
конечно, в наиболее страстном ее проявлении, всепоглощающую и в се
удовлетворяющую, а не ту будничную религию, которая отдыхает все дни недели и
лишь по воскресным и праздничным дням выползает наружу вместе с праздничным
нарядом и настроением. Такова, впрочем, в настоящем религия многих, в отличие от
того пламенного религиозного чувства, которое составляет ныне удел ограниченного
меньшинства и которое, по всем признакам, доминировало в сердцах людей в прежние
времена.
Hosted by uCoz