небесами не суеверия, а наиболее счастливого будущего для человечества.
Искусство поэтому не должно нарочито обессиливать свою вечную тему любовь,
трактуя ее лишь в определенных, стесняющих границах, и может даже не избегать
эротических пряностей в тех случаях, когда это требуется художественной правдой,
но ему нельзя проституировать, отдавшись в распоряжение низости и вырождения.
Самому художнику предоставляется определить, какими путями он будет в состоянии
достигнуть соответствующих результатов, так как не нам давать ему в этом смысле
указания.
Впрочем, позволю себе дать совет некоторым современным нашим художникам:
как можно тщательнее избегать всякого рода научных специальных произведений в
поисках за материалом, когда они думают творить, прибегая к социально-эпическим,
медицинским и вообще научным темам. Пусть они лучше, беря пример с Мопассана,
стараются сами переживать все, что желают изобразить; в противном же случае
художественная сторона произведения может исчезнуть у них из-под ног, и они
превратятся в тенденциозных теоретиков, неважных ученых, плохих моралистов или
социальных политиков, потеряв, во всяком случае, право на звание хороших
художников. В "Пчеле" Метерлинка заключаются большие достоинства не потому
только, что он сам по себе крупный писатель, но еще в потому, что он
непосредственно ознакомился с жизнью пчел и, таким образом, творил на основании
своих собственных впечатлений, а не прибегая к книжным компиляциям.
Независимо от прекращения развращающего воздействия денег и алкоголя,
можно также расчитывать на устранение дурной порнографической эстетики,
благодаря повышению эстетического вкуса массы. В настоящее время положительно
вызывает отвращение у обладающего здоровым эстетическим вкусом эта глупая,
лживая, неестественная на почве эротической похоти сентиментальность, которая
находит столь широкое распространение в плохих изделиях ремесленного
происхождения, приподносимых широкой массе под громким названием "искусства". Но
отвращение это играет роль благодетельного духовного лекарства, и нельзя
согласиться с взглядом строгих аскетических душ, полагающих, что настоящая этика
не имеет ничего общего с искусством, причем все моральное должно быть
безискусственно. В этом мнении коренится глубокая ошибка, благодаря которой
бессознательно поощряется порнография, ибо трезвенная сухость отталкивает
человечество к противоположному полюсу. Совершенствование человечества
обусловится эстетическими, равно как и этическими чувствами, в гармоническом
сочетании с интеллектом и волей.
Пусть не отказано будет мне в разрешении сделать одно замечание, не
имеющее, правда, непосредственного отношения к настоящей главе. Предлагавшиеся
из одного лагеря, между прочим, и мною меры против забеременения для
урегулирования деторождения, причем исходная точка была безусловно социально-
гигиенической и этической, были осуждаемы в качестве безнравственных или же
антиэстетических. При таком вмешательстве в функции природы нарушаются поэзия
любви, равно как и нравственные основы; к тому же воздвигается препятствие и для
естественного подбора.
На это я отвечу с различных точек зрения.
Прежде всего нет основания утверждать, что не может быть прочности в
искусственном вмешательстве человека в функции природы. Если бы такое мнение
было справедливо, то земной шар и по настоящее время облечен был бы первобытным
лесом, и потребности человека не нашли бы никакого отклика в растительном и
животном мире. Пропали бы все эти насаждения и культурные поля, вместе с
домашними животными, чего на деле не наблюдается. Замечается, наоборот,
стремление естествоиспытателей сохранить для будущего некоторые виды редких и
интересных представителей животного и растительного царства, которые в настоящее
время фауна за фауной, флора за флорой уступают энергичному и эгоистичному
натиску человека, совершенно исчезая с лица земли. Изыскиваются, и довольно
безрезультатно, меры для воспрепятствования такому делу разрушения. Нам, людям,
наоборот, удалось доказать, правда, грубо, в ущерб совести, искусству и
поэзии, что успешно имеем возможность вмешиваться в функции природы.
Не буду приводить опять этику. Я доказал уже в главе XV, как прихрамывает
наша обыденная половая этика, а также, принимая во внимание сказанное в главе
XIV, обосновал безусловную необходимость противозачаточных средств для истинной
социальной половой этики.
Что же касается опасений, основанных на соображениях эстетического
свойства, то, пожалуй, с первого взгляда можно было бы предположить в этом
некоторую долю истины. Но тут приходится уже спорить о вкусах. Очки, например,
|