Leipzig, 1847). Доценту морали в Цюрихе, д-ру Ф. В. Ферстеру мы рекомендовали бы
поближе ознакомиться с этой статистикой.
Среди них насчитывалось: 48 несчастных браков, 36 безразличных браков, 1
добродетельный брак, 0 добродетельных и ортодоксальных браков.
30 женщин были несчастны по вине мужа, 12 по собственной вине. Среди тех
же 100 браков было: 14 намеренно неморальных, 51 распутных и легкомысленных, 2
совершенно вне всякого подозрения.
Гросс-Геффингер исследовал тем же способом еще 200 случаев (а всего 300),
которые дали вполне тождественные результаты. Опросный листок в каждом отдельном
случае приводил положительно в отчаяние, но все же претензии составителя крайне
скромны. Приблизительно половина всех браков абсолютно несчастлива, большая же
половина очевидно деморализована. Нравственность меньшей части не состоит в
соблюдении супружеской верности, 15% промышляет развратом и сводничеством.
Но не повсюду, однако, положение вещей так печально. Все же картина эта
попадает в точку в отношении крупных центров. Такова лицемерная мораль нашого
христианского моногамного брака, и всякий честно мыслящий признает необходимость
коренной реформы его. Ждать ухудшения в сравнении с тем, что есть, вряд ли
справедливо.
Бросим снова взгляд на первые восемнадцать глав этой книги.
а. В главах I до V мы имели возможность ознакомиться с естественной
историей, анатомией и физиологией половых органов, а также с нормальной
психологией половой жизни.
б. В главе VI мы кратко изложили, придерживаясь преимущественно
Вестермарка, этнографию и историю половых отношений человеческих народов.
в. В главе VII мы стремились как проследить зоологическую эволюцию половой
жизни (филогению) наших животных предшественников, так и дать краткое изложение
индивидуального развития половой жизни человека от рождения его до смерти. Мы
таким путем стремились представить наиболее понятными две корневые группы наших
нынешних половых восприятий наследственную, или филогенетическую, и
индивидуально приобретенную, или приспособленную мнему.
г. В главе VIII мы дали описание болезненных извращений половой жизни, ибо
они чреваты значительно большими последствиями для наших социальных отношений,
чем это принято думать, и сопряженные с ними опасности и их причины должны быть
всегда пред глазами, чтобы можно было с ними успешно воевать.
д. В главах IX до XVIII мы, наконец, показали отношения половой жизни к
наиболее важным областям человеческих чувств и интересов, к внушению, деньгам,
собственности, внешним жизненным условиям, религии, праву, медицине, этике,
политике и политической экономии, педагогике и искусству. Мы при этом касались
также и связанных с ними общественных установлений и нравов.
Если мы сопоставим все получившиеся данные, то будем в состоянии сделать
отсюда ряд заключений, которые разделим на две группы.
А. Отрицательные данные: прямые или косвенные источники половых скверных
положений и соответствующих социальных безнравственных поступков, удаление
которых настоятельно необходимо. Та трясина, в которую ввергнула человечество
полукультура, дав ему возможность значительно легче удовлетворять свое
легкомысленное и беспредельное стремление к наслаждениям, питается, в свою
очередь, этим же стремлением к наслаждениям, которые становятся объектом
вымогательства и удовлетворения денежных интересов. Но в конечном результате
существует антагонизм между постоянной погоней индивидуума за удовольствием и
наслаждением с одной стороны и интересами и надежным существованием общества
с другой. В этом и состоит узел осложнения. Такая страсть к наслаждениям должна
быть пресечена при помощи наиболее совершенной социальной организации, причем
социальные данные, в качестве альтруизма или социальных стремлений человека
(этические чувства), должны быть улучшены. Мгновенно может быть достигнуто лишь
первое. Но мы видели, что и второе может постепенно подготовляться для будущего,
ибо мы должны считаться с обоими подобного рода факторами спасения.
Нам представились здесь наиболее важные корни полового вырождения, которые
обусловлены нашей полукультурой. Речь идет именно о полукультуре, так как
культура наших дней еще чрезвычайно далека от совершенства и, во всяком случае,
лишь с внешней стороны успела соприкоснуться с массой. И действительно,
высококультурные представители человечества гораздо скорее преодолели детские
болезни культуры, чем невежественная масса, - и это обстоятельство должно было
обусловить наше мужество и возрастание доверия к будущему, когда действительная
высшая культура будет находиться во всеобщем распоряжении. Обнаруженные корни
|