Navigation bar
  Print document Start Previous page
 255 of 268 
Next page End  

Предлагаемые в дальнейшем постулаты имеют в виду опасности и извращения
более частного, местного характера.
5. Мы упоминали о порнографии в главах V, X и XVIII, а в главе XVII
подчеркнули громадную опасность ее для нормального развития половой жизни
юношества. Хотя порнография и черпает свое начало в стремлении к наживе и в
дальнейшем им и поддерживается, но нужно считаться и с тем обстоятельством, что
мужской эротизм, в свою очередь, идет навстречу этому стремлению. В зависимости
от этого, не включая искусства в заранее предначертанные рамки, должно считать
социальной обязанностью борьбу со всякими порнографическими проявлениями
больного, низкого и грязного эротизма, а также и с самим эротизмом. Половое
стремление человека, в среднем, отличается значительно большею интенсивностью,
чем это нужно для удовлетворения социальной потребности рождений, и совершенно
не представляется надобности воздействовать на него искусственно, разжигая,
прививая и усиливая, сколько только возможно. Таким образом, в число требований
должно быть включено и противодействие порнографии. Необходимо, однако, иметь в
виду, что с порнографией можно бороться косвенно и даже с большим расчетом на
успешный результат, если только будут исполнены четыре раньше приведенные
требования, причем соответственно повысятся идеальные взгляды и утончится
эстетическое чувство. Репрессивные меры могут в этом случае оказаться менее
продуктивными и будут применяться только к наиболее худшим продуктам
порнографии.
6. Лишь pro memoria укажу здесь на то, что злоупотребления половой жизни
на политической почве должны быть, без сомнения, устранены точно так же, как
вредное воздействие половых факторов в политической сфере, особенно же какое бы
то ни было безосновательное вмешательство государства в половую жизнь, при
помощи законов и циркуляров, и другой род насилия по отношению к естественным
половым стремлениям человека, брачной жизни и т. д.
7. Потом весьма важной является упорная борьба с патологическими
вырождениями полового стремления и венерическими болезнями. Мы об этом подробно
говорили уже в главах VIII, X, XIII и XIV. Патологию полового стремления
сопровождают и преступления на половой почве. Здесь почти неизбежно приходится
сталкиваться с проявлением ненормальностей человеческого мозга, причем ни
устранение их у данного субъекта, ни воздействие какими угодно наказаниями не
могут дать желательных результатов. И только лишение свободы дает относительное
улучшение, так как при этом общество освобождается от опасных элементов, носящих
в себе признаки вырождения. Должны быть приняты возможные меры, чтобы такие
индивидуумы не размножались в потомстве, и вообще должно быть принято во
внимание указанное нами второе требование.
8. После всего этого приходится еще иметь в виду очень важный вопрос,
который нами уже приводился, сводящийся к тем мерам, которые культурное
человечество обязано принять в виду грозящей ему опасности со стороны низших
человеческих рас, которые при чрезмерном сравнительно размножении, угрожают
превзойти количественно культурные нации. Эта опасность, без сомнения, имеется
налицо. Но для правильной ее оценки совершенно недостаточно, не вдаваясь в
подробности, поставить в одну сторону все дикие племена и всех варваров, а в
другую культурные народы. Дело обстоит значительно сложнее. У многих диких
племен замечается быстрое вымирание, благодаря ничтожной плодовитости. Европейцы
привили им развращенность нравов, алкоголизм, венерические болезни, и дикие
племена гибнут, не будучи в состоянии противодействовать; сюда относятся,
например, ведды, краснокожие Сев. Америки, малайцы и друг. Негры же в этом
смысле составляют яркую противоположность, так как отличаются исключительной
живучестью, умением приспособляться ко всякой культуре и при этом сильно
плодятся. Однако, только утописту может казаться, что негры могут
преобразоваться в высшую цивилизованную расу без филогенетического
видоизменения, требующего для своего осуществления бесчисленного количества
тысячелетий. Не считаю возможным распространятся на эту тему, но достаточно
сказать, что за такой сравнительно продолжительный срок пребывания негров в
Америке под воздействием культуры они могли бы обнаружить свою способность
сохранять ее и совершенствовать в дальнейшем. Но на деле мы наблюдаем, что
подвергшиеся влиянию цивилизации негры Гаити, предоставленные своей собственной
судьбе, снова углубляются в злейшее варварство, таким же образом относясь и к
полученному ими в свое время христианству. Но мы наблюдаем и с другой стороны, с
какой быстротою, при наличности лишь зародышевых энергий, японцы и без
христианства отлично усваивают нашу культуру. Также интенсивно подвигаются
Hosted by uCoz