вперед по пути цивилизации и южные славяне, стряхнувшие с себя фаталистически
обессиливающее турецкое иго.
По плоду определяют и ценность дерева. Японцы представляют собою
культурную нацию, и к ним должно относиться, как к культурному народу, негры же
являются некультурными или же способными лишь занять низшие ступени цивилизации.
Не беру на себя решить, а могу лишь поставить вопрос относительно того,
насколько в состоянии монгольская, а также и еврейская расы смешаться с
индогерманскими культурными народами, не вытесняя последних и не истребляя их
мирным и последовательным путем. Если бы мы имели дело только с японцами, то не
было бы надобности распространяться. Что же касается китайцев и некоторых других
монгольских племен, то они, без сомнения, представляют собою опасность для белых
рас, которую не заметить может только слепой. Нужно иметь в виду, что эти народы
могут удовлетвориться вдвое или втрое меньшим количеством пищи, меньшим объемом
воздуха, произведя значительно больше потомства и будучи трудоспособнее, чем мы.
Взаимоотношения между этим вопросом и половым вопросом становится вполне
очевидным. Возможно, что удастся впоследствии найти тот или иной исход и
установить какой-нибудь modus vivendi с китайцами и вообще моноголами. Но для
нас более опасной является их кровь, чем их оружие. Китайцы, правда, могут
гордиться своей высокой и древней культурой и многими такими добродетелями, о
которых мы еще и понятия не имеем. В некоторых отношениях они нас превосходят
(см. Ф. Рихтгофена, о Китае, а также "Etische Umschau Juni-Septembr, 1900")
Однако, при склонности их к застою, жестокости и чрезвычайному распложению
приходится считаться с весьма печальной перспективой для человечества, если эта
мирная раса когда-нибудь мирным же путем вытеснит все остальные расы.
Чтобы правильно решить этот вопрос, не должно поступать, как француз Ле-
Бон, бросивший на чашку весов одни лишь расовые особенности, фатально уделив им
определенные значения, но и не наоборот, ожидая всего от воспитания и социальной
организации. Обе группы факторов должны быть тщательно исследованы и
предусмотрены. Необходимо также и прежде всего над всем производить опыты,
воспитывать у нас в европейском духе новорожденных монголов, а затем подвергать
их испытанию в собственной культурной среде.
Положительные данные. Устранение приведенных в ненормальностей и
опасностей создаст благоприятную платформу для существования в будущем более
идеальных и здоровых половых отношений. Последние претендуют при этом на
специальные меры, предупреждающие бласгофторическое вырождение зародыша и
патологические половые отношения вообще; далее они требуют действительного
здорового любовного единения, лишенного влияния предрассудков и материальных
соображений и более стойкого, чем гипноз, любовного увлечения. Они требуют,
наконец, регулирования прав и обязанностей родителей в отношении родившегося
потомства, приноровив их к требованиям гуманности и интересам общества. Мы
убедились уже в том, что все это не может осуществиться, если мы не обратимся к
содействию искусственных вспомогательных средств, до сего времени находившихся
под запретом или же применявшихся не с соответствующими целями; мы имеем здесь в
виду принципиальную разницу, получившую уже реальное осуществление, между
удовлетворением полового стремления и деторождением. Если у растений и у
животных эти два понятия безусловно неотделимы, то у человека, наоборот, под
влиянием культуры и социального развития создались совершенно новые условия и
потребности, значительно отличающиеся от того, что было до сих пор. Та грубая
борьба за существование, которая проявляется у различных видов животных, для
человека, можно констатировать, отошла уже в область преданий. Человеку в
настоящее время приходится лишь еще энергично бороться с бактериями и тому
подобными мельчайшими живыми существами. Схватки между людьми и людьми или же
борьба между разростающимися нациями, очевидно, также приходит уже к
вожделенному концу, ибо она приводит ad absurdum. И неужели нам предоставлено
будет "бессмысленному естественному подбору" {выродившемуся у человека под
влиянием культуры в противоестественный стимул регресса), т. е. грубому случаю,
болезни, голоду, войне, детоубийству поручить как количественное, так и
качественное упорядочение рождаемости в будущем как раз в такую эпоху, когда,
благодаря науке и технике, человечество все успешнее борется с теми же
несчастными случайностями, болезнями, смертностью и голодом? Заложенное в нас
интенсивное половое стремление не соответствует уже больше потребности рождений
и возможности прокормления потомства, а потом и запросам его на подобающее для
человека существование, ибо потомство это уже не падает больше жертвой
детоубийства, эпидемий, диких зверей, беззащитного существования или же войн,
|