как это имело место у первобытных племен. Однако, мы не в состоянии влиять на
половое побуждение в смысле его изменения, в то время как от нас вполне зависит
урегулирование и улучшение достоинств рождающегося потомства. Такие элементарные
истины не допускают никаких возражений и способны противостоять каким угодно
предрассудкам, догмам и утверждениям о существовании непреложных законов
природы. Под последним мы разумеем тот ограниченный круг понятий, которые только
может воспринять наша скромная способность познания, полагающая, что данное в
природе законно. Мы, не задумываясь, сейчас же формулируем строгий закон, пред
которым уже преклоняемся, между тем как основательность подобного рода "законов"
подлежит частой проверке при помощи вновь определившихся истин. А между тем
факты пред нами и убедительно заявляют о своем существовании; мы располагаем
вспомогательным средством, дающям нам возможность предупреждать забеременение
путем применения предохранительных мер. Мы и должны к нему обязательно
прибегнуть, но, разумеется, применяя разумную осторожность, в тех только
случаях, когда это диктуется настоятельной необходимостью, и иметь всегда в виду
рождение возможно большего количества детей при сочетании умственной силы и
этических начал с физическим здоровьем. Это то, что Франсис Гальтон назвал
Еugenik (воспроизведение хорошего или хорошее воспроизведение). Eugenik новое
искусство, с которым мы должны ознакомиться на научной почве. Этим мы решительно
выступаем против неомальтузианцев, которые, не делая никаких разграничений,
попросту стремятся к сокращению числа воспроизведений.
Человеческий подбор представляет собою, как мы это видели в главе XIV,
принцип, который поведет еще нас к отдаленной цели. Этот принцип проложит себе
дорогу не по принуждению закона, а благодаря всеобщему обучению. Мы доказывали
уже, в главе VI § 8 (половой подбор), большую разборчивость женщины в половом
отношении, которая у дикарей, например, с большей снисходительностью относится к
проявлению силы и героизма. Благодаря значительно видоизменившимся нравам,
современная интеллигентная и культурная женщина отдает предпочтение не столько
физической силе, сколько духовным преимуществам и превосходству или гениальности
мужчины. Благодаря такому положению вещей, мы имеем руководящую нить в
желательном половом подборе, причем лишний раз доказывается неотложность
основательного ознакомления женщины с областью половых сношений. И женщины
интеллигентные будут энергичнее и успешно отстаивать, разумеется, человеческий
половой подбор.
Считаю долгом повторить, что мы отнюдь не стремимся образовать новую
человеческую расу, своего рода сверх-человека, а имеем в виду лишь
последовательное устранение испорченного под-человека, сведя на-нет источники
бластофтории и обеспечив добровольное бесплодие у тех индивидуумов, которые
являются носителями дурных зародышей, но, с другой стороны, воздействуя на
лучших людей, более полезных в общественном смысле, более здоровых, в смысле
наибольшего их размножения. При тщательном ознакомлении с явлениями
бластофтории, а также в связи с законами наследственности, можно получить полную
уверенность в том, чго дело это вполне возможно. Мы видим, например, как
интенсивно повысилось качество собак с того времени, как выводятся хорошие
породы, в ущерб дурным! Не наблюдаем ли мы, как известные фамилии и крупные
человеческие группы всегда выделяются мягкостью своего характера, любовью к
труду, интеллигентностью, идеальными стремлениями, что объясняется тем
обстоятельством, что они в продолжение многих поколений и веков заботились о
сохранении этих качеств, поддерживая, при помощи правильного подбора, без
постороннего влияния, свой семейный или расовый тип? И нельзя ли легко
проследить, как в других фамилиях или у народностей из рода в род передается
склонность к мошенничеству, лени, лжи и низости? Нуждающихся в наиболее
рельефном доказательстве отсылаю к труду д-ра Иергера о "семье Зеро" (см. главу
XI). В этом случае подвергались тщательному наблюдению гибельные последствия
бластофтории и скверной наследственности у многочисленных потомков одной и той
же семьи на протяжении почти двух веков. Такие истины могут быть опровергаемы
лишь в религиозном ослеплении предрассудками. В зависимости от разнообразия
наших скрещиваний, при патологических вырождениях может, разумеется, случиться,
что атавизм обусловит экфории хорошего потомства у дурных производителей и
плохих родителей. Мы указали уже в главе 1 (Мнема и пр.) на причинную связь
между этими явлениями. Мы должны быть осторожны при обсуждении таких явлений,
чрезвычайно обманчивых при поверхностном их изучении. Какие же человеческие типы
должно энергичнее воспроизводить?
Мы начнем с отрицательного определения и укажем, какие типы не следует
|