производить. К ним необходимо отнести людей с преступными наклонностями,
душевно-больных, тупоумных, невменяемых, с недостаточно развитыми эротическими
потребностями. Зло, причиняемое такими субъектами, отягчающими общество
зародышами с болезненными задатками, огромно. Зачастую люди способные, они, в
виду влечения к наркотическим веществам (алкоголю, морфию и т. д.), приносят
вред путем бластофтории. В данном случае более уместны меры для отучения от
пользования наркозом, чем изолирование субъектов, прибегающих к нему.
Ко второй категории относятся индивидуумы с наследственным
предрасположением к туберкулезу, рахитизму, физические уроды, гемофилы и другие,
которые, в виду своих наследственных недостатков и физического недоразвития,
неспособны производить здоровое потомство.
Наоборот, более желательны в смысле воспроизведения люди, полезные
обществу, отличающиеся любовью к труду, ровным, добрым характером, уживчивые и
услужливые. При наличности еще трезвого рассудка и ясного ума или творческой
фантазии, толкающей их в направлении создания той или иной художественной
ценности, в этом случае они тем более желанны, как воспроизводители будущего
локоления. Те или иные физические недостатки, не особенно значительные, не могут
быть приняты в соображение. Несокрушимая настойчивость в стремлении к намеченной
цели, не граничащая, конечно, с деспотическим властолюбием, соответствует
достоинству, которое должно быть всячески культивируемо. Должно различать такие
понятия, как сила воли и импульсивность, из которых последняя является скорее
противоположным свойством, но, обнаруживая чрезвычайную стремительность при
осуществлении мгновенных решений, кажется посторонним проявлением воли.
Еще и в настоящее время очень часто, к сожалению, производится ложная
оценка духовной ценности молодого человека, причем исходят из старых привычек,
руководясь лишь школьными испытаниями. Но для успешного выдерживания экзаменов
необходимо прежде всего обладать хорошею памятью и способностью быстрого
усвоения, на что, главным образом, и обращается внимание. Следствием является
то, что запоминаются отголоски учителей, которые представляют большей частью из
себя ничтожества, между тем как совершенно не считаются с глубиной ума,
оригинальностью, творческими задатками, выдержкой, честностью, чувством
ответственности и обязанности. Чтобы дать себе ясное представление о социальном
достоинстве человека, необходимо, как мы об этом уже упоминали при описании
деревенских школьных приютов в главе XVII, дать прежде всего оценку свойствам
его воли (энергия и выдержка), чувств (чувства симпатии и долга), творческой
фантазии и т. д., причем память и усвоение должны отойти на второй план, ибо на
жизненной арене упомянутые раньше качества имеют непосредственное применение,
характеризуя пригодность человека. Но экзамены неспособны даже судить об
интеллекте, так как здесь значительно большую роль играют фантазия, умение
приспособляться и комбинировать, могущие скорее вывезти, чем память. И
неудивительно, когда после этого разводят руками, убедившись в том, что "первый
ученик", на которого возлагалось столько надежд, оказался полнейшим
ничтожеством, в то время как будто бы неспособный ученик оказался крупным
талантом или, во всяком случае, полезным для общества человеком. И вслед за этим
ударяются в фатализм и заявляют, что "никому не дано знать, во что сформируется
впоследствии данный субъект". В этом мы видим лишь своего рода фетишизм, который
обусловливается неправильностью произведенной оценки юношества. Правда, возможно
такое стечение обстоятельств, как болезнь или другие причины, которые
значительно видоизменят первоначальные хорошие задатки, превратив их даже иногда
в совершенно противоположные, но все же было бы значительно меньше ошибочных
предсказаний, если бы прибегали к указанному рациональному способу оценки
молодежи. Необходимы были бы также и психологические исследования развития
отдельных личностей в зависимости от их различных возрастов и результаты
сравнить. Тогда социальная ценность человека могла бы определяться с еще большею
и желательною точностью.
Ослепленные культурой и благосостоянием, многие, даже ученые, отрицают
деятельное вырождение нашей расы. Они не учитывают того, что мы питаемся за счет
культурных приобретений наших предков, благодаря чему глупыш или человек слабого
здоровья может создать больше, чем деятельный и сильный человек в прежние
времена. Одним словом, они смешивают готовые продукты культуры, которые так
значительно облегчают нашу работу, с унаследуемой индивидуальной ценою отдельных
личностей. Далее, они считают вздутые животы и красные лица признаком силы и
здоровья. Они упускают из виду понижение числа годных к военной службе,
поражающее увеличение числа невропатов, психопатов, душевно-больных, страдающих
|