туберкулезом и т. д.; не обращают внимания на все ухудшающееся качество наших
зубов, нашего скелета, на возрастающую непригодность наших жен к вскармливанию
детей и т. д. Мы, во всяком случае, доказали, что не половые эксцессы, сами по
себе, являются причиной всему этому, а потребление алкоголя (или опиума и т.
д.), несоответствующий половой подбор - бедственная фабричная жизнь, сифилис и
т. д. Но против политики страуса, прикрывающей или отрицающей свои язвы, мы
вынуждены энергично протестовать. Не культура, сама по себе, ведет нас к
вырождению, а прежде всего ее блюдолизы.
Искусственный человеческий подбор вызывал возражения, причем указывалось
на слабость искусственно выведенных различных растений и домашних животных. Но
эта слабость обусловливается тем обстоятельством., что при искусственном подборе
мы вовсе не интересуемся тем или иным состоянием растений и животных в их
свободной жизненной борьбе, а преследуем лишь наши собственные выгоды, причем
выводим лишь такие породы, которые нам принесут больше пользы, как жирные
английские свиньи, еле способные к передвижению, и т. д. Человеческий же подбор
будет преследовать лишь выгоды личности, в качестве индивидуального и
социального существа. Мы имеем здесь дело не с утопическим предположением, а с
фактами, результаты которых могут быть когда угодно проверяемы на нашем
обществе, поскольку мы не будем только ослеплять себя предрассудками.
Франсис Гальтон, в своей статье о способах улучшения человеческой расы при
тех социальных условиях, при которых мы в настоящее время живем (Smithsonian
Institution 1902), занялся серьезным исследованием этого вопроса, желая
установить закон изменений, прибегая для этого к теории вероятностей. Такой
наблюдающийся повсюду закон сохраняет свою силу для случайности, или для
большого количества мелких, иногда противоположно действующих причин, влияющих
друг на друга в обратных направлениях, и в конечном суммирующем выводе
лолучаются маленькие цифры для обеих крайностей и большие для среднего. Но при
наличности достаточного количества односторонне действующих сил, целое в
конечном результате переместится в одну или другую сторону. Гальтон доказывает,
что этот закон имеет одинаковую силу как для физической величины, так и для
социальных отношений и психического проявления субъекта. В каждом обществе можно
будет найти несколько очень хороших людей, очень скверных и много
посредственных. Но если какая-нибудь общая, интенсивно действующая причина, как
например, пристрастие к алкоголю, алчность к материальным выгодам, в большей или
меньшей степени умаляет отдельные ценности, то целое значительно понизится по
годности, и наоборот. Путем покровительства полового размножения высших
категорий и удерживания от такового низших можно, как указывает Гальтон,
повысить средние ценности. По этому же вопросу недавно был прочтен интересный
доклад проф. Жюлем Аманном в Лозанне на заседании Лиги нравственного
воздействия. Он справедливо указал на то, что отмена Людовиком XIV Нантского
эдикта (1685), вызвавшая переселение лучших представителей гугенотов в Швейцарию
и Германию, способствуя подъему нравственного уровня стран иммиграций,
губительно отразилась на интересах Франции.
Мне становится крайне тяжело, когда я сталкиваюсь с деятельными,
работоспособными, в социальном отношении крайне полезными людьми, которые, в
угоду нашим общественным предрассудкам и нравам, обречены на бесплодие. Такие
люди должны были бы жениться как можно моложе, производя достаточное количество
потомства. При таком несчастном стечении обстоятельств, когда одна из сторон
окажется бесплодной (бесплодие чаще встречается у женщин), благодаря чему вторая
сторона тоже будет обречена на бесплодие, необходимо принять меры против такого
вреда при помощи бигамии или конкубината, находящих себе одобрение в лице закона
и нравов (См. Andre Couvreur, La Graine). У меня нехватает достаточно энергии
настаивать на необходимости компенсации сокращения размножения несчастных и
негодных элементов, а также и отдыха для женщины между каждыми родами, тем
наиболее интенсивного размножения людей, отличающихся способностью, здоровьем и
лучшими задатками. Весьма грустным является тот факт, что в наши дни
насчитывается такая масса очень славных, трудолюбивых и могущих быть полезными
девушек, которые невольно пополняют собою ряды старых дев лишь благодаря
отсутствию материальных средств, если они только не предпочитают броситься на
шею первому встретившемуся бездельнику. Было бы, быть может, рациональнее
разрешить в определенных рамках свободную полигамию, при сохранении одинаковых
прав для обоих полов, вместо того, чтобы равнодушно присутствовать при
бесплодной гибели стольких здоровых задатков. Ссылаясь здесь на приведенные уже
нами в главе ХIII обязанности родителей по отношению к своему потомству, а также
|