государства применительно к лучшим производителям, можно быть уверенным, что
практические результаты такого способа сказались бы уже на протяжении одного
только столетия, разумеется, если бы единичные опыты превратились бы в массовый
обычай, и потомки наши через ряд столетий послали бы нам свою искреннюю
благодарность. Они будут преисполнены удивления по тому поводу, что происходят,
как и мы, от таких же диких предков, заключавших в себе такое изрядное
количество алкоголиков, преступных элементов и людей ограниченных.
Непосредственное участие мистики, с номенклатурою "религии" в проявлении половой
жизни будет иметь в их глазах такое же значение, как в наших, например, грубое
идолопоклонство или вера в колдунов у диких народностей. Они будут в такой же
мере поражаться нашему алкоголизму со всеми его последствиями и проституции
наших дней, в какой мы не находим слов для выражения своего удивления при виде в
музее средневековых орудий пыток или же знакомясь по книжным источникам с
проявлениями инквизиции, с процессами о ведьмах и их всесожжениями. Многие
читатели, быть может, назовут такое сравнение мое парящим в областях фантазии и
гиперболическим, ибо они находятся под непосредственным воздействием
современного образа мыслей и положения вещей и нуждаются в достаточном
количестве опытов, наблюдений и сравнений, чтобы перенестись мысленно к образу
мыслей давнопрошедшего или же в атмосферу определенных моментов будущего. Я
просил бы таких скептиков, не нашедших возможности сразу принять мои уверения на
слово, ознакомиться с содержанием "Ключа к хижине дяди Тома" Бичер-Стоу (не
самого романа). Эта книга заключает в себе многочисленное количество
документальных данных, характеризующих эпоху негритянского рабства до
американской войны за освобождение. Ознакомившись с тогдашним положением вещей,
и прочтя, например, одну из часто встречавшихся тогда в газетах реклам о
перворазрядных собаках и щенках, дрессированных для поимки рабов, причем
приложенный рисунок наглядно изображал сцену поимки собакой убежавшей
негритянки, вникнув в эти людские взаимоотношения, всякий согласится в
результате, что я утверждал не без основания. Невероятное в наше время, с нашей
точки зрения, в то время считалось в порядке вещей. И благочестивое духовенство
было тогда на стороне рабства, как оно, впрочем, и в настоящее время держит под
своим покровительством алкоголизм.
Мне предстоит еще краткое объяснение педагогической реформы, являющейся
наиболее положительной рядом с человеческим подбором как в половой сфере, так и
во всяких других областях (см. главу XVII). Я прошу иметь здесь в виду главу
XVII в связи с главой ХIII. Как мы видели, главной основой для человеческого
счастья является хорошее качество человеческого зародыша, причем это относится
не только к половой области, но и ко всяким другим областям, но все же его еще
недостаточно. Если представляется возможным получить из сравнительно плохих
зародышей, путем воспитания, более или менее порядочных индивидуумов, то,
наоборот, может еще скорее случиться, что филогенетически хорошие зародыши, в
зависимости от вредных и наблюдательных воздействий, будут онтогенетически
погублены. Внимание общества должно быть целиком поглощено правильным,
всеисчерпывающим физическим и умственным развитием подрастающего поколения.
Должно иметь место гармоническое развитие интеллекта, чувства и воли, а также
характера, альтруизма и эстетики, в связи с определенными принципами,
аналогичными тем, которые положены в основу деятельности деревенских школьных
приютов, упомянутых нами в главе XVII. Если имелась налицо хорошая
наследственность, то необходимо, чтобы плод ее получил бы полное развитие,
обусловливаемое соответствующим воспитанием и трудом. Если же наследственность
была не особенно благоприятной, то должны быть приняты, по крайности, все меры
для всестороннего развития лучших задатков, которые в этом случае не дадут
плохим наклонностям главенствовать в мозгу. После этого общего указания,,
отсылаю к главе XVII. Выразим пожелание, чтобы повсюду наши школы одухотворены
были той идеей, которую заповедали им такие люди, как Руссо, Песта-лоцци, Редди
и Литц. Но, несмотря на безусловно положительные стороны рациональной
педагогики, не следует ею настолько увлекаться, чтобы потерять из виду подбор,
которого она ни в каком случае не в состоянии заменить. Ее цели исчерпываются
ближайшими перспективами, она имеет в своем распоряжении уже готовый в настоящий
момент существующий человеческий материал, который предполагается использовать;
однако, самой педагогике не дано хоть сколько - нибудь изменить в благоприятном
смысле качество будущего зародыша. Но, посвящая молодежь в подробности
социального значения подбора, она в состоянии подготовить почву для
практического его осуществления.
|