Navigation bar
  Print document Start Previous page
 25 of 181 
Next page End  

25
2)
С возникновением установки особенности познания, оценки и действия людей
определяются данной установкой. Под ее влиянием он замечает и учитывает лишь те
предметы и явления, которые каким-то образом связаны с этой установкой.
3)
Предметы и явления, не имеющие отношения к установке, остаются незамеченными
либо неосмысленными.
4)
Под влиянием установки человек непроизвольно выбирает из своего прошлого опыта и
ставит в центр сознания только такие факты, которые соответствуют этой установке.
5)
Во вражеской информации военнослужащий усваивает прежде всего то, что его
интересует и то, что он не приемлет. Исходя из своей установки, он легко выделяет
опасные для него явления, видит их "в черном свете". В то же время акцентирование
психологического воздействия на противника, уделение ему особого внимания всегда
оценивается отрицательно. Значит, обязательно надо нейтрализовать проявление
отрицательных установок по отношению к предъявляемой информации и создать
условия для ее усвоения.
6)
При организации психологического воздействия следует учитывать, что лучше и
быстрее осмысливается то, что преподносится небольшими смысловыми частями.
Например, текстовая листовка должна содержать несколько взаимосвязанных коротких
сообщений, не больше 4-5 строчек каждое. Устная звуковещательная программа
должна длиться не более 30 минут при условии, что содержательные части сообщения
разнообразны. Для разового сообщения требуются всего 1-2 логических факта и
аргумента, а сам процесс аргументации не должен длиться более 10 минут.
В интересах повышения эффективности психологического воздействия необходимо также
принимать во внимание особенности "работы" эмоций:
а) Для выработки временных, непродолжительных установок личности лучше
использовать эмоциональную форму обращения.
б) Для выработки сравнительно устойчивой ориентации личности, формирования
фиксированных установок, сохраняющихся долгое время, более оправдано
воздействие на рациональную сферу сознания.
в) Эмоциональную и рациональную формы психологического воздействия
необходимо использовать комплексно. Начинать всегда лучше эмоционально,
последующая часть может быть рациональной. Тогда сила эмоционального
обращения положительно настраивает объект к сообщаемой информации,
пробуждает в нем интерес к рассматриваемым вопросам. А последующее
обращение к рациональной сфере сознания делает психологическое воздействие
более эффективным и продолжительным по времени.
Однако необходимо учитывать и то, что интеллектуальная и эмоциональная активность могут
препятствовать друг другу. Например, человек в состоянии сильного эмоционального возбуждения
испытывает зна чительные трудности при выполнении серьезной умственной работы. И наоборот,
человеку, включенному в процесс серьезного интеллектуального труда, чужды сильные
аффективно-эмоциональные переживания.
Следовательно, обращаясь к эмоционально возбужденной аудитории, не следует особо
надеяться на ее мыслительные возможности. Надо также помнить, что на людей с высоким
интеллектуальным уровнем развития рационально построенное воздействие оказывает более
сильное влияние, чем эмоционально окрашенное. Поэтому, когда объектом воздействия является
офицерский состав противника, в большей степени следует опираться на цифры и факты. При
обращении же к рядовому составу — на эмоционально окрашенную информацию.
Действенность психологического воздействия зависит и от того, когда измеряется его эффект.
Если это делается непосредственно после осуществления воздействия, эффект, как правило,
максимален. Далее, с течением времени он снижается. Но при этом рационально построенное
воздействие более продолжительно, а эмоциональное — более короткое.
Субъект психологического воздействия не имеет права резко противопоставлять свою позицию
позициям объекта. Если расхождения между позициями невелико, то действует "закон
ассимилятивной оценки близко стоящих позиций": информация, близкая к собственным позициям
людей, кажется им еще более близкой, сходной с их взглядами. И, наоборот, взгляды, суждения,
мнения, резко отличающиеся от позиции аудитории, кажется ей еще более неприемлемыми, чем
она могут быть в действительности. Люди "отворачиваются", "закрываются" от сообщаемой им
информации: срабатывает "закон контрастной оценки".
Наконец, организуя психологическое воздействие, необходимо учитывать влияние
межличностных отношений на формирование установок.
Hosted by uCoz