лечения был связан с ограниченным вмешательством, сосредоточенным на проблемах родительской
безответственности и раздражительности в межличностных отношениях. В ходе лечения когнитивные
структуры этой пациентки постепенно изменялись от ее сосредоточенности на своих личных интересах
и непосредственных эмоциональных реакциях к большему осознанию значения своего поведения для
других людей и воздействия на нее реакций других на ее поведение. Например, она прекратила
постоянно думать о том, как несправедливо обращались с ней другие люди, и стала осознавать, что на
то, как с ней обращаются, влияет и ее собственное поведение. В понимании своей родительской роли
она явно переместилась в когнитивной иерархии развития с первого уровня (ярко выраженный личный
интерес) на второй (ограниченный личный интерес). Это стало очевидно, когда она смогла
одновременно учитывать потребности дочери, собственные желания и реакции отца ребенка.
Сьюзен, 28-летняя белая женщина, амбулаторно проходила психотерапию в рамках курса
семейной психотерапии. Семилетняя дочь Сьюзен Кэнди первоначально была приведена на лечение
приемными родителями (мистер и миссис Р.) из-за непослушания и капризов, которые усилились после
того, как Сьюзен стала чаще ее навещать раз в месяц. В течение предыдущих нескольких лет Сьюзен
посещала свою дочь крайне нерегулярно, однажды даже не появляясь целый год. На момент
направления на лечение права Сьюзен на встречи с дочерью были ограничены; она могла видеться с
ребенком только под наблюдением приемных родителей и по их усмотрению. Причиной было то, что
суд признал Сьюзен виновной в пренебрежении своими обязанностями, и ее лишили права заботиться о
Кэнди.
Сведения о жизни Сьюзен, собранные в ходе опроса самой Сьюзен и супругов Р., так же как
обзор копий документов судебного разбирательства, свидетельствовали о нарушениях поведения в
возрасте до 15 лет и постоянном безответственном и антисоциальном поведении после 15 лет. В
возрасте 18 лет она была осуждена за торговлю наркотическими препаратами и год провела в тюрьме.
Сьюзен зачала свою старшую дочь Кэнди в ходе кратковременных отношений с г-ном Р., но не сказала
ему, что беременна, и не сообщала ему о существования дочери, пока Кэнди не достигла почти
трехлетнего возраста. Импульсивное и безответственное поведение Сьюзен в конечном итоге привело к
тому, что ее лишили права заботиться о своих двух дочерях, так как она не выполняла обязанностей по
отношению к ним.
К моменту первого психотерапевтического контакта Сьюзен жила в городе, находившемся на
расстоянии 240 км от того места, где жили супруги Р. В предыдущие два месяца она раз в месяц
приезжала навещать свою младшую дочь Кэрол, жившую у матери Сьюзен. Она также хотела
возобновить встречи с Кэнди, для чего согласилась на условие супругов Р. пройти психотерапию.
Сначала Сьюзен была искренней, но занимала оборонительную позицию и возмущалась
условиями психотерапии. Она неохотно согласилась заполнить Миннесотский многофазный
личностный опросник (MMPI),
в результате чего был получен валидный профиль, который
характеризовался оборонительной позицией и гневом, с резким подъемом по шкале 4 (Психопатическое
отклонение).
После проведенного по отдельности опроса Кэнди и Сьюзен и наблюдения за их совместной
игрой психотерапевт отметил у них высокую степень привязанности и интереса друг к другу. Сьюзен
демонстрировала возросший интерес к увеличению своей роли в жизни дочери, стремясь чаще
посещать ее. Супруги Р. сообщили, что при встречах с Кэнди она вела себя адекватно, проявляла
внимание к дочери, играла с ней и явно была с ней не жестока и не пренебрегала ею. Сьюзен
утверждала, что в течение нескольких месяцев училась в школе бизнеса, более шести месяцев
непрерывно работала на одной работе и те же шесть месяцев поддерживала любовные отношения с
одним человеком, что должно было свидетельствовать о наступлении большей стабильности в ее
жизни.
Основываясь на этой информации, психотерапевт согласился работать со Сьюзен и Кэнди.
Психотерапевт проинформировал Сьюзен, что сведения о ее жизни и результаты психологического
теста указывают на то, что у нее имеется АРЛ. Он объяснил ей, что это расстройство заключается в
нарушении образа жизни, включая суждения и поведение, которые закончились негативными
последствиями для Сьюзен, так же как и для других людей, в том числе Кэнди. Согласованные цели
когнитивной психотерапии состояли в том, чтобы помочь Сьюзен получить возможность чаще видеться
с дочерью и следить за адаптацией Кэнди. Кэнди положительно реагировала на контакты со Сьюзен, но
ревновала мать к своей сестре Кэрол, которая могла свободнее общаться с матерью. К тому же Кэнди
всегда было тяжело прощаться по окончании встречи. Капризность и непослушание Кэнди, казалось,
усиливались сразу после встречи с матерью. Поведение Кэнди также заметно ухудшалось в середине
|