месяца, когда она начинала сомневаться, появится ли мать на этот раз.
Упражнение «Обзор выборов», проведенное со Сьюзен, было сосредоточено на посещениях
Кэнди, а также на других конкретных заботах Сьюзен в связи с ее общением с дочерьми. Формат этого
упражнения был объявлен в начале лечения, как только был заключен психотерапевтический контракт.
Пример заполнения «Обзора выборов» Сьюзен приведен в табл. 8.4. В этом упражнении Сьюзен
перечислила свои непосредственные, «автоматические» реакции на ситуацию посещения, а также
другие возможные реакции, которые она обсуждала с психотерапевтом. В результате обсуждения
«Обзора выборов» Сьюзен смогла увидеть, что у нее была определенная способность влиять на
перспективы ее встреч с Кэнди. Она пришла к выводу, что выражение недовольства несправедливым,
по ее мнению, ограничением вряд ли поможет достижению ее цели и вместо этого ей лучше
постараться улучшить отношения с Р. и завоевать их доверие. Психотерапевт помогал ей выбирать
подходящие ситуации для просьб о расширении встреч с дочерью, чтобы таким образом проверять,
удалось ли повысить доверие Р. к Сьюзен.
Таблица 8.4. Результаты «Обзора выборов» Сьюзен
Проблема
Выбор
Преимущества
Недостатки
Сказать Р., куда им
засунуть это
постановление. Е = 40.
Буду чувствовать себя
лучше.
Может иметь
неприятные
последствия и привести
к дальнейшим
ограничениям.
Посещения. Р.
располагают
постановлением суда,
которое дает им право
контролировать мои
посещения. Они будут
разрешать мне
посещения лишь на 4
часа и только в их доме.
S
= 10.
Сдаться и вообще
прекратить посещения. Е
= 20.
Легкий выход.
Наименьшее количество
препятствий. Возможно,
самый лучший вариант.
Не то, чего я
действительно хочу.
Это может причинить
боль Кэнди.
Просто взять Кэнди,
когда она в школе. Е =
25.
Отвести Кэнди к Р. и
провести с ней время.
Риск быть
арестованной. Кэнди
может перепугаться.
Попытка убедить Р., что
я не причиню никакого
вреда Кэнди. Е = 50.
Р. могут сдаться и
предоставят мне больше
свободы в общении с
Кэнди.
Лишняя головная боль.
Слишком медленно.
Несправедливо по
отношению ко мне.
Требовать, чтобы Р.
предоставили мне
больше времени для
общения с Кэнди. Е = 20.
Быстро почувствую себя
лучше.
Они не изменят свою
позицию. Возможно,
станет еще хуже.
Р. не доверяют мне. Они
думают, что я плохая
мать. Я хочу проводить
время наедине с
дочерью. S = 0.
Высказывать просьбы,
чтобы постепенно
получить больше
свободы в общении с
Кэнди. Е = 70.
Довольно скоро может
наступить некоторое
улучшение. Хорошая
возможность
расположить к себе Р.
Слишком медленный
темп.
В следующие восемь месяцев возможности Сьюзен для общения с дочерью постоянно
расширялись. Сначала она смогла ездить на психотерапию в одной машине с дочерью, а затем
завтракала с ней наедине после сессии. Сначала она смогла проводить половину времени посещения
наедине с дочерью, затем почти все посещение, и наконец Сьюзен смогла взять девочку на ночь в дом
своей матери.
Первоначально переговоры между Сьюзен и супругами Р. проходили в присутствии
психотерапевта, чтобы облегчить общение. Р. заявили о своих правах, на что Сьюзен, вместо того чтобы
вести себя враждебно, попыталась убедить их, как учил ее психотерапевт. Когда Сьюзен все-таки
отреагировала враждебно, Р. прервали контакт и временно отказались расширять ее права. Это было
полезно, так как Сьюзен смогла увидеть, как ее установка мешала ей получить то, что она хотела.
Психотерапевт вел себя осторожно и не стал убеждать Р. и защищать Сьюзен, а вместо этого работал со
Сьюзен, чтобы помочь ей помнить о своих приоритетах и следить за эффективностью своего поведения.
Кэнди стала менее капризной, начала помогать по дому и лучше вести себя в школе. Важнейшим
|