Navigation bar
  Print document Start Previous page
 118 of 259 
Next page End  

проективные тесты, обнаруживая при этом признаки расстройства мышления. При этом не было
выявлено никакого простого «пограничного профиля». Традиционное психологическое тестирование
может предоставить информацию, которая является полезной для выявления клиентов с ПРЛ, но оно не
является простым, надежным способом выявления таких больных.
Множество мероприятий, специально предназначенных для диагностики ПРЛ, включены Райхом
(Reich, 1987) в его недавний обзор инструментов оценки расстройств личности. Они включают
вопросники-самоотчеты (Bell, 1981; Edell, 1984; Hurt, Hyler, Frances, Clarkin, & Brent, 1984), личностные
опросники (Millon, 1982) и структурированные интервью (Baron, 1981; Frances, Clarkin, Gilmore, Hurt, &
Brown, 1984; Kolb & Gunderson, 1980; Perry & Klerman, 1980; Stangl, Pfohl, Zimmerman, Bowers, &
Corenthal, 1985). Каждая из этих методик может быть использована при отборе, но все они нуждаются в
дальнейшем развитии и валидизации, прежде чем будут готовы для клинического использования. Таким
образом, при постановке диагноза клиницист не может полностью полагаться на эти новые методики,
но они могут оказаться довольно полезными.
Несмотря на эти проблемы, постановка диагноза ПРЛ не должна быть трудной. Критерии DSM-
III-R достаточно ясны, чтобы поставить надежный диагноз, если клиницист имеет необходимую
информацию, рассматривая диагноз ПРЛ. Для многих клиницистов основная трудность состоит в
распознавании признаков возможного наличия ПРЛ. В табл. 9.2 перечислены некоторые
характеристики, часто являющиеся признаками ПРЛ. Они не являются дополнительными
диагностическими критериями, но могут обратить внимание клинициста на ранее нераспознанное
расстройство личности.
Таблица 9.2. Возможные признаки пограничного расстройства личности
При предъявлении проблем и симптомов:
1) разнообразный набор проблем и симптомов, которые могут меняться каждую неделю;
2) необычные симптомы или необычные комбинации симптомов;
3) интенсивные эмоциональные реакции, которые непропорциональны ситуации;
4) саморазрушительное поведение и склонность наказывать себя;
5) импульсивное, плохо спланированное поведение, которое позже признается как глупое,
«сумасшедшее» или контрпродуктивное;
6) кратковременные проявления психотических симптомов, которые удовлетворяют критериям
реактивного психоза по DSM-III-R (что может быть ошибочно диагностировано как шизофрения);
7) путаница в целях, приоритетах, чувствах, сексуальной ориентации и т. д.;
8) чувство пустоты, возможно, локализованное в области солнечного сплетения.
В межличностных отношениях:
1) недостаток устойчивых близких отношений (возможно, замаскированный устойчивыми
неблизкими отношениями или отношениями, которые являются устойчивыми до тех пор, пока не
становится возможной полная близость);
2) склонность идеализировать или порочить других людей, с возможными резкими переходами
от идеализации до клеветы;
3) тенденция не различать близость и сексуальность.
В психотерапии:
1) частые кризисы, частые телефонные звонки психотерапевту или требования особого подхода к
планированию сессий, выработке окончательных планов и т. д.;
2) крайне выраженные или частые неверные истолкования высказываний, намерений или чувств
психотерапевта;
3) необычно сильные реакции на изменение времени встреч или их места, перерывы в
психотерапии или ее завершение;
4) повышенная чувствительность к прямому контакту глазами, физическому контакту или
близкому расстоянию между собеседниками;
5) крайне выраженное двойственное отношение ко многим проблемам;
6) страх изменений или необычно сильное сопротивление изменениям.
При психологическом тестировании:
1) хорошее выполнение структурированных тестов типа WAIS,
в сочетании с плохим
выполнением или признаками расстройства мышления по проективным тестам;
2) подъем по «невротическим» и «психотическим» шкалам ММРI (2, 4, 6,
7, 8) или признаки
Hosted by uCoz