отношений или самораскрытия психотерапевта в начале психотерапии, чтобы не превысить
толерантность клиента к близости. Однако психотерапевту трудно предвидеть, какие действия могут
вызвать у клиента дискомфорт, и для психотерапевта может быть более продуктивным просто быть
внимательным к признакам дискомфорта со стороны клиента и при его возникновении проявлять
максимум чуткости.
Может оказаться необходимым активно оберегать клиентов от установления дискомфортных
уровней близости. Если психотерапевт хочет получать от клиентов обратную связь и объясняет, что он
серьезно рассмотрит любые предложения, направленные на то, чтобы сделать психотерапию более
комфортной, это позволяет клиентам в некоторой степени контролировать уровень близости в течение
сессии. Как только клиент понимает, что он установил определенный контроль над тем, как
размещаться на сессии, какие темы выбирать для обсуждения и т. д., этот контроль сам по себе делает
близость в психотерапевтических отношениях менее опасной, так как становится ясно, что близость не
обязательна и находится под контролем клиента.
Явлению переноса, или реакции клиента на психотерапевта, основанной на опыте прежних
отношений, уделяли значительное внимание психодинамические авторы, но оно редко обсуждалось в
рамках поведенческого или когнитивно-поведенческого подхода. Эмоциональные реакции клиента на
психотерапевта вообще не играют заметной роли в когнитивной психотерапии или в других видах
когнитивно-поведенческой психотерапии, но, вероятно, в когнитивной психотерапии клиентов с ПРЛ
их роль достаточно важна. Это может создавать проблемы для психотерапевтов, которые не привыкли
сталкиваться с сильными, неспровоцированными эмоциональными реакциями клиентов.
Реакции переноса могут легко быть поняты в когнитивных терминах, если мы выдвигаем
гипотезу, что клиент реагирует на основе обобщенных убеждений и ожиданий, вместо того чтобы
реагировать на психотерапевта как на человека. В неоднозначной межличностной ситуации типа
психоаналитической психотерапии многие из реакций человека основаны на его убеждениях и
ожиданиях, так как поведение психотерапевта трудно интерпретировать. Активный, директивный
психотерапевтический подход, используемый в когнитивной психотерапии, позволяет избежать этой
ситуации, потому что психотерапевт играет прямую, однозначную роль. Но это не устраняет
интенсивных эмоциональных реакций полностью, особенно у пограничных клиентов, которые имеют
твердые убеждения относительно человеческой природы и которые бдительны по отношению к любому
признаку того, что могут сбыться их опасения или оправдаться их надежды.
Например, Джоан была твердо убеждена в том, что люди, наделенные властью, враждебны,
манипулятивны и склонны к установлению контроля. Это убеждение было основано прежде всего на ее
взаимодействиях с родителями и подкреплено за эти годы богатым опытом взаимодействия с
преподавателями и боссами. Как уже говорилось, ока много раз была недовольна графиком работы,
правилами и обращением со стороны начальства.
В конечном счете она проявляла вспышки раздражения, вступала в резкую конфронтацию с
начальством и либо увольнялась, либо бывала уволена.
Несмотря на усилия психотерапевта по совместному планированию домашних заданий и
объяснению логических оснований политики, связанной с оплатой услуг психотерапевта и отменой
сессий, Джоан быстро сделала вывод, что психотерапевт пытается манипулировать ею или
контролировать ее. Но она не выражала негодования, которое чувствовала в результате этого
неправильного истолкования действий психотерапевта. Было ясно, что ее гнев может легко усилиться
вплоть до того, что она выразит его в виде вспышки. Это по крайней мере однажды случилось с
предыдущим психотерапевтом и закончилось преждевременным завершением в остальном продуктивно
проводившегося курса психотерапии.
Когда возникают сильные эмоциональные реакции, необходимо отвечать на них быстро и
открыто, сначала добиваясь ясного понимания мыслей и чувств клиента и затем прямо выясняя
неправильные представления и разногласия. Для психотерапевта особенно важно своими словами и
действиями дать понять клиенту, что психотерапевт не будет его ни эксплуатировать, ни отвергать из-за
его реакций.
Психотерапевт, работавший с Джоан, смог довольно успешно уйти от резкой конфронтации,
внимательно следя за такими невербальными признаками гнева и раздражения, как сжатые кулаки,
покрасневшее лицо и вызывающее отношение в связи с несогласием. Затем психотерапевт начал
разряжать обстановку, расспрашивая Джоан о ее гневе и раздражении, поощряя ее свободно выражать
реакцию на домашние задания и обсуждать ход психотерапии, а также давая ей понять, что
психотерапевт вовсе не пытается ею манипулировать. Но иногда гнев Джоан возникал очень быстро, и
|