психотерапевт не всегда был достаточно проницательным, чтобы предотвратить эти вспышки. Но ему
удавалось несколько ограничивать их и не давать им нарушать ход психотерапии, так как он
решительно отказался от оборонительной позиции и ответных мер. Вместо этого он попытался
вытерпеть вспышки гнева Джоан, понять ошибки в ее восприятии, которые приводили к возникновению
гнева, и разъяснить свои истинные намерения и чувства. В тех случаях, когда психотерапевт проявлял
невнимание или пренебрегал сотрудничеством, он открыто признавал свои ошибки.
Этот подход не только препятствовал тому, чтобы неуместный гнев Джоан нарушал ход
психотерапии, но через какое-то время он и позволил ей на собственном опыте убедиться в
ошибочности ее предвзятого мнения относительно людей, наделенных властью. Было получено
множество примеров из реальной жизни, которые следовало использовать, чтобы помочь Джоан более
адаптивным способом преодолевать свой гнев.
Из-за их сильного ожидания отвержения пограничные клиенты, вероятно, испытывают сильные
эмоциональные реакции и потенциальные кризисы, когда происходят перерывы в психотерапии,
особенно если необходимо закончить психотерапию до полного завершения лечения. Для
психотерапевта важно начать обсуждение ожиданий клиента, его опасений и чувств до прерывания
психотерапии, и возвращаться к этому обсуждению несколько раз, даже если клиент сразу сообщает,
что завершение психотерапии не является для него проблемой. Клинический опыт подсказывает, что
обычно на этот процесс желательно отводить по крайней мере три месяца. При завершении
психотерапии ввиду достижения целей клиента часто весьма полезно постепенно сокращать лечение,
переходя от еженедельных встреч до одной сессии за две недели и затем к ежемесячным сессиям.
Психотерапевты, работающие с пограничными клиентами, вероятно, обнаружат, что время от
времени взаимодействие с клиентами вызывает у них самих сильные эмоциональные реакции. Они
могут изменяться от вызванной сочувствием депрессии до сильного гнева, страха, безнадежности или
влечения. Для психотерапевтов важно знать эти реакции и относиться к ним критически, чтобы они не
могли существенно повлиять на поведение самого психотерапевта. В частности, многие
психотерапевты обнаруживают, что иногда они очень сердятся на пограничных клиентов, когда те
демонстрируют поведение, которое кажется манипулятивным, не выполняют домашних заданий или не
реагируют на вмешательства, которые, по мнению психотерапевтов, должны быть эффективными. В
таких случаях для психотерапевтов может быть особенно важно уделить внимание своим
автоматическим мыслям (возможно, проведя «Запись дисфункциональных мыслей»). Бывает, что
психотерапевты приписывают клиентам враждебные намерения или полагают, что те «не хотят стать
лучше». Если психотерапевты способны спокойно обдумать ситуацию и лучше понять точку зрения
клиентов, это часто может значительно смягчить эффект таких фрустрирующих и проблематичных
взаимодействий.
Например, после продлившихся несколько недель попыток убедить Джоан выполнить
определенное домашнее задание психотерапевт думал: «Если она не хочет меняться, какого черта я
должен беспокоиться?» и чувствовал себя все более и более расстроенным. Однако, поразмыслив о
том, что значит для Джоан это домашнее задание, он понял, что его выполнение приведет к
следующему заданию, которого очень боялась Джоан. Он также понял, что при этом проявлялась
тенденция Джоан к непрямому протесту против людей, наделенных властью, которых она
рассматривала как склонных к контролю, и что она стояла перед дилеммой. Она боялась, что он
рассердится из-за ее несогласия, но была неспособна подчиниться из-за своего интенсивного гнева и
стремления избежать этой ситуации. Она также боялась, что, если она будет открыто возражать против
назначения, это также рассердит психотерапевта. Вместо того чтобы считать, что она «не хочет
меняться», психотерапевт понял, что она боялась исполнить назначение, но боялась и прямо высказать
свои возражения.
Всякий раз, когда психотерапевт испытывает трудности в понимании своих реакций на клиента
или неуверен относительно того, как обращаться с проблемной ситуацией, важно обратиться за
консультацией к беспристрастному коллеге.
Отнюдь не являясь препятствием, сильные чувства могут быть весьма полезны, если
психотерапевт способен понять их. Эмоциональные реакции не возникают случайно. Если
психотерапевт испытывает необычно сильную реакцию на клиента, это, вероятно, будет ответом на
определенный аспект поведения клиента, и если понять данное явление, то можно получить ценную
информацию. Для психотерапевта не редкость эмоционально реагировать на паттерн в поведении
клиента намного раньше, чем этот паттерн опознан на интеллектуальном уровне. Точная интерпретация
эмоциональных реакций может ускорить распознавание этих паттернов. Но, решая, следует ли выразить
|