пациентов, лечение которых оказалось безуспешным несмотря на его продолжение во время
исследования, 4 удовлетворяли диагностическим критериям DSM-III
для
пограничного расстройства
личности. Ни один из успешно вылеченных пациентов не страдал пограничным расстройством
личности. Точно так же Тернер (Turner, 1987) обнаружил, что состояние пациентов с социофобией без
сопутствующих расстройств личности заметно улучшалось после 15-недельной групповой
психотерапии и оставалось таким через год. Но он установил, что у пациентов, удовлетворяющих
диагностическим критериям расстройства личности в дополнение к их социофобии, не отмечалось
улучшения ни после лечения, ни через год.
При исследовании лечения агорафобии Мависсакалян и Хамман (Mavissakalian & Hamman, 1987)
обнаружили, что 75 % больных агорафобией, у которых был отмечен низкий уровень проявлений
расстройств личности, хорошо реагировали на кратковременное поведенческое и медикаментозное
лечение. В то же время это лечение было эффективным лишь для 25 % больных, у которых был отмечен
высокий уровень проявлений расстройств личности. Интересно, что, по данным этих исследователей, у
4 из 7 пациентов, удовлетворявших диагностическим критериям диагноза одной из форм расстройства
личности перед лечением, не обнаруживалось данного расстройства после. В то же время у пациентов,
имевших более чем одно диагностированное расстройство личности, после лечения обычно сохранялся
тот же диагноз или отмечалось другое расстройство личности. Кроме того, Мависсакалян и Хамман
обнаружили, что разные расстройства личности не были одинаково отзывчивыми или стойкими к
лечению. На характеристики, связанные с пограничным, зависимым и пассивно-агрессивным
расстройствами личности, больше всего влияло лечение агорафобии, в то время как характеристики,
связанные с гистрионным и избегающим расстройствами личности, изменились незначительно.
Чамблесс и Реннеберг (Chambless & Renneberg, 1988) провели исследование, подобное
исследованию Мависсакаляна и Хаммана, в котором изучали воздействие расстройств личности на
результат лечения у больных агорафобией. Эти исследователи обнаружили, что, в то время как в целом
интенсивная групповая психотерапия была более эффективна, чем еженедельная индивидуальная
психотерапия, пациенты с сопутствующим диагнозом избегающего расстройства личности лишь
немного лучше реагировали на интенсивную групповую психотерапию, чем на еженедельную
индивидуальную психотерапию симптомов агорафобии. Пациенты с пассивно-агрессивным
расстройством личности особенно плохо реагировали на еженедельную индивидуальную психотерапию
и намного лучше на интенсивную групповую психотерапию.
В каждом из этих исследований большинство пациентов с диагнозом расстройства личности
плохо реагировали на известные формы поведенческого лечения. Это приводит к предположению о
том, что эффективность поведенческих вмешательств для стандартных выборок и для пациентов с
расстройствами личности неодинакова. Но, несмотря на эти в целом неудовлетворительные результаты,
поведенческие вмешательства были эффективны по крайней мере для некоторых больных с
расстройствами личности. Особенно интересно отметить, что, когда поведенческие вмешательства были
эффективны, во многих аспектах жизни пациентов происходили значительные изменения; это
улучшение не ограничивалось отдельными формами проблемного поведения, на которых было
сфокусировано лечение.
Исследования с контролем результата
До настоящего времени исследования результатов когнитивно-поведенческой психотерапии
клиентов с диагнозом расстройства личности проводились только для некоторых форм расстройства
личности, и ни одно из этих исследований не проводилось повторно. Поэтому нельзя сделать
обоснованных выводов, опираясь на результаты этих работ. Но полученные на сегодняшний день
данные обнадеживают.
При исследовании результатов лечения пациентов с жалобами на социальную тревогу было
показано, что как кратковременное обучение социальным навыкам, так и обучение социальным
навыкам в сочетании с когнитивными вмешательствами было эффективно в плане увеличения частоты
социальных взаимодействий и уменьшения социальной тревоги у пациентов, страдающих избегающим
расстройством личности (Stravynski, Marks & Yule, 1982). В этом исследовании было обнаружено, что
комбинация обучения социальным навыкам и когнитивной психотерапии была не более эффективна,
чем одно лишь обучение социальным навыкам, и авторы интерпретировали это как проявление
«недостататочной ценности» когнитивных вмешательств. Но необходимо отметить, что все лечение
проводилось одним психотерапевтом (который также являлся основным исследователем) и что
|