«компетентный»?
Гэри: Да, я полагаю, это все.
Психотерапевт: Из того, что вы говорили прежде, у меня сложилось впечатление, что вы
рассматриваете компетентность в черно-белых тонах ты либо компетентен, либо нет.
Гэри: Конечно. Так оно и есть.
Психотерапевт: Как можно было бы назвать людей, которые некомпетентны? «Некомпетентные»
подходит?
Гэри: Да, вполне.
Психотерапевт: Что характеризует некомпетентных людей? По каким признакам вы узнали бы
их?
Гэри: Они все портят. Они все делают неправильно. Они даже не заботятся о том, правильно ли
они что-то делают или как они выглядят или чувствуют себя. У них ничего не получается.
Психотерапевт: Это все?
Гэри: Да, думаю, что все.
Психотерапевт: Хорошо, давайте посмотрим, как вы соответствуете этим стандартам. Одна из
характеристик некомпетентного человека то, что он все портит. Вы все портите?
Гэри: Ну нет. С большинством дел я справляюсь хорошо, но я действительно напрягаюсь, когда
делаю их.
Психотерапевт: И вы сказали, что некомпетентный человек не заботится, все ли правильно он
делает и как на него смотрят другие. Итак, ваша напряженность и обеспокоенность не согласуются с
представлением о том, что вы некомпетентны. Если вы не являетесь некомпетентным, следует ли из
этого, что вы вполне компетентны?
Гэри: Я не чувствую себя компетентным.
Психотерапевт: А по этим стандартам вы и не являетесь таковым. Вы справляетесь с трудной
работой, и вам удается замечать свои ошибки, но вы не расслаблены и беспокоитесь. По этим
стандартам вы не являетесь полностью некомпетентным или полностью компетентным. Как это
согласуется с представлением о том, что человек либо компетентен, либо некомпетентен?
Гэри: Я полагаю, возможно, что это не просто одно или другое.
Психотерапевт: Когда вы описывали, как представляете себе компетентность и
некомпетентность, я записал ваши критерии в блокноте. Предположим, что мы нарисовали шкалу от 0
до 10, где 0 «абсолютно, полностью некомпетентен» и 10 «полностью и всегда компетентен» [см.
рис. 6.1]. Как бы вы оценили вашу компетентность в аспирантуре?
Некомпетентный
Компетентный
Все портит.
Ничего не делает правильно.
Не беспокоится о том, чтобы все было
правильно.
Не беспокоится о том, как выглядит со
стороны.
От него нельзя ждать хороших
результатов.
Хорошо выполняет трудные задачи и
получает хорошие результаты.
Расслаблен, когда занимается делом.
Не переживает о предстоящих делах.
Замечает и исправляет ошибки.
Знает свои пределы.
Рис. 6.1. Континуум компетентности, основанный на дихотомичном представлении Гэри о
компетентности
Гэри: Сначала я хотел сказать «три», но, наверное, можно сказать «семь» или «восемь», но я
никогда не думал об этом до сих пор.
Психотерапевт: Как бы вы оценили вашу компетентность на работе?
Гэри: Полагаю, что это было бы «восемь» или «девять» в плане результата, но я не расслаблен,
поэтому это где-то около «трех». Я хорошо замечаю свои ошибки, пока я не волнуюсь, поэтому это
было бы «восемь», а по знанию своих пределов, наверное, «девять» или «десять».
Психотерапевт: Как бы вы оценили вашу стрельбу по тарелочкам?
Гэри: Это было бы «шесть», но это не имеет значения, я занимаюсь этим для развлечения.
Психотерапевт: Итак, я отметил несколько важных пунктов. Во-первых, подумав, вы говорите,
|