103
сти, понимание мира, внутреннее единство и взаимосвязь челове-
ческой культуры и взаимопонимание людей (97).
Особое значение и интерес для динамического направле-
ния в психологии имеют труды датского философа Серена Кьер-
кегора. Он одним из первых поставил динамический, онтогенети-
ческий аспект человеческого существования (экзистенции) во
главу своего учения.
Выдвинув тему человеческой личности и ее индивиду-
альной судьбы после столетий теоцентрической философии на
первый план, и, сделав центральной проблемой в этой теме, как и
греческие софисты, как и Сократ, проблему человеческой субъ-
ективности и проблему выбора в процессе жизни, Кьеркегор по су-
ти дела положил начало не только развитию динамического на-
правления в персонологии, но и явился предшественником цело-
го направления в философии экзистенциализма.
С религиозной точки зрения жизнь человека рассматрива-
лась в динамическом аспекте как некий подготовительный этап
для последующей вечной жизни, которая по смыслу и есть ко-
нечная цель земного бытия, когда смерть
... начало жизни,
Того существованья неземного,
Перед которым наша жизнь темна,
Как миг тоски пред радостью беспечной,
Как черный грех пред детской чистотой...
(Бальмонт «Смерть»)
На этом фоне Кьеркегора больше интересовала динамика
именно земного бытия человека, проблемы, связанные с этой ди-
намикой и даже те вопросы, которые только в последние десяти-
летия нашли свое отражение в психологии и психопатологии
жизненных кризисов (Erik Erikson, 1950; Daniel Levinson, 1978).
Кьеркегор выделил и блестяще описал три стадии человече-
ского существования: эстетическую, этическую и религиозную.
Первая, эстетическая стадия существования, рассмотрени-
ем которой открывается учение Кьеркегора, это попытка чело-
века организовать свою жизнь, основываясь целиком на собствен-
ных силах, уме, таланте, воле, красоте и т.д. «Эстетик» как бы
|