104
рассчитывает в любой ситуации оказаться выше обстоятельств,
случая. Его уверенность основана на негативном отношении к ре-
альности. Таким образом, на эстетической стадии существования,
человек чувствует свою силу, ценность и действительность толь-
ко при условии независимости, свободы от того, как сложатся
обстоятельства. Поэтому именно возможности, а не заступившая
их место фактичность, обладают эстетической значимостью.
В том, как описывает Кьеркегор эстетическую стадию суще-
ствования, мы легко узнаем описание периода человеческой мо-
лодости, предшествующее периоду зрелости. Это тот короткий
период максимального расцвета душевных сил личности, после
которого начинается в большинстве случаев (за исключением
креативных личностей) период спада и ослабления энергетиче-
ского потенциала личности. Кьеркегор невольно подчеркивает
большую связь эстетика с природой, обращая внимание на его
«непосредственность», аутентичность, и даже, более того, подчер-
кивает, что «непосредственность человеческой личности лежит не
в ее духовной природе, но в физической» (175). Это очень смелое
заявление по тем временам.
Однако, Кьеркегор считает, что человек не может длитель-
но существовать на эстетической стадии. Действительность посто-
янно захватывает человека врасплох, человек начинает терять
власть над своей жизнью. У человека, находящегося на эстетиче-
ской стадии существования имеются только две возможности:
либо перейти на этическую стадию существования, в которой ин-
дивид отказывается противопоставлять себя окружающей дейст-
вительности, либо выбрать самоубийство, и это на самом деле так,
о чем мы будем в дальнейшем говорить в главе, касающейся акме
самоубйиств.
Героями эстетической стадии существования у Кьеркегора
являются персонажи всемирно известных литературных и музы-
кальных произведений: Дон Жуан, Вертер, Фауст, Нерон, Сократ.
Дон Жуан в конце жизни переходит на этическую стадию сущест-
вования; Вертер, Нерон и Сократ выбирают самоубийство.
В эстетике Кьеркегора мы достаточно легко узнаем креатив-
ную личность. «Я не отрицаю, что эстетик, стоящий на высшей
ступени эстетического развития, может обладать богатыми и мно-
|