Navigation bar
  Print document Start Previous page
 11 of 348 
Next page End  

11
ской  способностью  из каждой землянички вырастить клубничку.
Еще Гельвеций по этому поводу говорил, что посредством воспи-
тания можно  заставить плясать медведей, но нельзя выработать
гениального человека.
Педагогам бы решить проблему, как не тормозить  психиче-
ское развитие  ребенка  и подростка, чтобы не выращивать психи-
ческих компрачикосов, а уж кому и на сколько дано  вырасти  ду-
ховно  и интеллектуально,  природа  решит сама. Не нужно ее
подправлять. Как  писал  основоположник  гештальттерапии  Фре-
дерик Перлз «Не нужно  толкать реку, пусть она течет сама» (199).
Ведь все, что требуется от родителей, воспитателей и учителей,
это обеспечить свободный доступ ребенка к  информационному 
потоку  в  широком смысле  этого слова, и он впитает в себя ров-
но столько, сколько позволят ему его собственные потенции. Он
будет аутентичен.  Он будет  самоактуализирован,  если  угодно.
Если исключить грубые случаи с сенсорной депривацией, ребенок,
воспитывающийся в  естественной среде, без внешнего вмеша-
тельства сумеет компенсировать  возникший  информационный
голод. Не страшно, если ребенку кто–то что–то не «додаст». Обра-
зующийся вакуум  будет  заполнен естественным  путем китай-
ским языком, интегральными вычислениями, анатомированием
лягушек и тому подобными с нормальной (примитивной) точки
зрения странными материями.
Страшно в данной ситуации другое. Страшно, если в ограни-
ченную форму попытаться вложить большее содержание, чем она
может вместить. Психика ребенка и подростка чрезвычайно пла-
стична. До поры до времени она стерпит все, но рано или поздно 
неминуемо  ответит целым залпом психосоматических нарушений
в результате кризиса аутентичности.
Психологи  и психиатры знают, что происходит с теми
детьми, которых в погоне за спортивными достижениями, родите-
ли и тренеры, так сказать «развивают», не думая о последствиях.
На рубеже третьего  тысячелетия  любопытное человечество заин-
тересовалось развитием мозгов, презрев, древнюю мудрую запо-
ведь  Экклезиаста: «Умножая знания, ты умножаешь страдания».
Неужели на Земле мало страданий?
Hosted by uCoz